Авто энциклопедия
ОПЕЛЬ (Adam Opel AG)
"ОПЕЛЬ" (Adam Opel AG) - немецкая автомобильная компания. Марка входит в состав концерна "Дженерал Моторс" . Это одна из самых старых компаний, которая продолжает производить автомобили вот уже более 100 лет. Она привнесла многие прогрессивные методы производства, в ее недрах родились многочисленные технические и конструкционные разработки, ставшие для эволюции автомобиля определяющими.
Компанию основал в 1862 г. сменивший до того не одно занятие Адам Опель и решивший заняться производством швейных машин. Спустя некоторое время компания освоила выпуск велосипедов. Пятеро сыновей Опеля Карл, Вильгельм, Генрих, Фриц и Людвиг - пошли дальше. Они 21 января 1899 г. приобретя фабрику в Рюссельсхайме, решили строить автомобили. За основу был взят автомобиль конструкции Лутцмана. Это был легкий, сильно смахивающие на конную бричку, экипаж с расположенным под сиденьем мотором мощностью в 4 л.с.)
За первый год было выпущено 11 "патентованных автомобилей "Опель" системы "Лутцмана". Было также изготовлено несколько грузовиков. Но новый бизнес не приносил ожидаемых результатов. Автомобили этой конструкции раскупались плохо.
В 1902 г. братья Орель решили выпускать автомобили Darracq - легких двухместных машин с двухцилиндровым восьмисильным двигателем, пользовавшихся в Германии большим успехом. Новая торговая марка называлась Opel-Darracq. Одновременно они занялись изготовлением мотоциклов.
Но, не удовлетворившись выпуском лицензионных машин, братья разработали автомобили своей конструкции и уже осенью 1902 г. представили его на выставке в Гамбурге свой первый проект. Модель 10/12PS имела двухцилиндровый мотор объемом 1884 см куб. и мощностью 12 л.с. В следующем году в 1903 г. была разработана новая модель 20/22PS с 4-цилиндровым двигателем.
Последующие годы показали правильность принятого решения. Производство развивалось быстрыми темпами. Неслучайно в 1906 г. компания выпустила уже свой тысячный автомобиль.
Спустя три года компанией была выпущена недорогая модель 4/8 PS для массового покупателя. Она стоила 3950 марок, что было в вдвое меньше цены машин других фирм, отличалась необыкновенной надежностью и простотой эксплуатации. Она очень понравилась врачам, которые приобретали ее для выездов к своим пациентам. По этой причине автомобиль получил название "Докторваген". Успех этой модели способствовали дальнейшему росту компании. В 1914 г. "Опель" стала крупнейшей в Германии компанией автомобилей с годовым выпуском 3519 легковых и грузовых машин.
Практически с самого начала своего существования компания выставляла в спортивных соревнованиях свои автомобили.
В 1901 г. модернизированная модель 10/12 PS, управляемая внуком основателя компании Фрицем фон Опелем, пришла первой в гонке на франкфуртском ипподроме в 1903 г. Другой гонщик- Карл Йорнс, ставший одним из самых известных немецких гонщиков того времени, занял на Опеле третье место. Любопытная деталь, до окончания своей спортивной карьеры в 1926 г. он 288 раз входил в призеры гонок, выступая только на автомобилях "Опель". В результате выигрыша этим гонщиком в 1907 г. Императорского Приза Кайзер Вильгельм II сделал "Опель" официальным поставщиком своего двора.
Компания продолжала тем временем выпускать все новые модели. В 1914 г. был создан самый большой за всю историю компании мотор объемом 12,3 л, развивавший по тем временам огромную мощность 260 л.с.
В годы первой мировой войны компания выпускала военную технику и после заключения мира вернулась к выпуску легковых автомобилей. Важную роль в дальнейшем развитии производства автомобилей сыграла поездка Вильгельма Опеля к Форду в США, где он изучал опыт конвейерной сборки. Именно благодаря этому в 1924 г. "Oпель" первой в Германии ввела у себя конвейерную сборку автомобилей. На устройство конвейерной сборки пришлось потратить 1 млн. золотых марок.
Первым автомобилем, собранным на конвейере, стала модель 4/12 PS, получившая за свою единственно предлагавшуюся ярко-зеленую окраску прозвище "Laubfrosch" - "древесная лягушка". Новая технология позволила всего за шесть лет цена этой модели уменьшилась с 4500 до 1990 марок. Низкая цена сделала ее доступной широкому кругу покупателей. И уже в 1931 г. с конвейера компании сошло более 100 тыс. автомобилей.
Компания заботилась о престиже своих автомобилей участвуя в гонках и установлении рекордных скоростных заездов. В 1928 г. на берлинском треке на экспериментальной машине "Опель" Афус Фриц фон Опель показал скорость 238 км/ч.
В 30-х годах разрозившийся мировой экономический кризис привел к тому, что компания "Опель" стала собственностью Дженерал Моторс. Но такое положение принесло компании пользу. Оно позволило не только укрепить позиции на рынке, но и расширить географию своей деятельности - были открыты представительства в Японии, Китае и странах Южной Америки. В середине 30-х "Опель" был крупнейшим в Европе производителем автомобилей.
Во второй половине 30-х годов компания построив завод в Бранденбурге, начала выпускать грузовые автомобили Blitz. Удачей "Опеля" были модели "Олимпиа", "Капитан" и "Кадетт". Последняя модель оказалась самой массовой и разошлась в миллионах экземпляров. Небольшой автомобиль имел 4-цилиндровый мотор объемом 1,1 л и мощностью 23 л.с., и развивал скорость до 100 км/ч. В 1940 г. компания выпустила свой миллионный "Опель".
В годы второй мировой войны компания перешла на выпуск грузовых автомобилей Blitz, а также другой военной техники.
После капитуляции Германии заводы компании в Рюссельсхайме и Бранденбурге сильно пострадали от разрушения. К тому же в качестве репарации было демонтировано уцелевшее оборудование, предназначенного для изготовления модели "Kaдетт". Оно было использовано для производства в СССР автомобиля "Москвич-400". И все же несмотря на трудности компания уже в 1946 г. начали выпускать грузовые автомобили, а год спустя и легковые автомобили.
В 1953 г. компания довела годовую производительность до 100 тыс. легковых автомобилей. Была представила новая модель Olympia Rekord с максимальной скоростью 122 км/ч.
К сотой годовщине основания компании в 1962 г. на построенном заводе в Бохуме с конвейера сошел "Kaдетт" второго поколения - "Oпель". Модель оказалась настоящим бестселлером - до 1991 г., когда ей на смену пришла "Aстра", было выпущено 11 млн. экземпляров.
В 70-е годы нефтяной кризис и изменение запросов потребителей заставили компанию полностью обновить модельный ряд. Требовались экономичные автомобили с хорошей динамикой. Первыми такими моделями стали "Рекорд E" и "Сенатор".
С середины 80-х компания в выпускаемых моделях повышенное внимание уделялось экономичности, снижению токсичности выхлопных газов и повышению пассивной безопасности.
"Oпель" стала первой в Германии компанией, оснастившей все свои автомобили каталитическими нейтрализаторами, позволившими заметно снизить содержание вредных веществ в выхлопных газах. Начиная с 1995 г. оборудует все модели воздушными подушками.