Авто энциклопедия
ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ
ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ - законодательно или при помощи дорожных знаков уставленная максимальная скорость движения транспортных средств. О том, что ограничение скорости способствует безопасности движения, знали задолго до появления автомобиля. В некоторых городах Франции по отдельным улицам еще в ХV веке конным экипажам запрещалось ездить быстрее 6 км/ч, считая превышение этого предела опасным для пешеходов. В России в 1737 г. был издан указ, в котором говорилось, что "ежели кто будет на лошадях скоро ездить, таких ловить и водить в полицию, где лакеев сечь нещадно, а самих - помещичих штрафовать денежным штрафом по рассмотрению Сената". К этому же времени относится появление подробных правил для ямской гоньбы, в которых указывалось, сколько лошадей следует запрягать в определенное время года, с какой скоростью ездить зимой - не более 12 верст в час, а летом не более 1О. В автомобильных правилах, действовавших в начале 20 столетия в Англии, был установлен максимальный предел скорости 18 км/ч. Перед первой мировой войной в Москве не разрешалось ездить со скоростью более 20 км/ч. В одних из первых Правил, принятых в нашей стране в 1929 г., предельная скорость движения регламентировалась только при проезде населенных пунктов и составляла для легковых машин и мотоциклов не более 40 км/ч, а для грузовиков на пневмошинах - 30 км/ч. Спустя десять лет в следующей редакции Правил максимальная скорость для легковых автомобилей и мотоциклов была увеличена до 50 км/ч, а для грузовиков 35 км/ч. В послевоенных Правилах для городов и населенных пунктов предел скорости был установлен 60 км/ч для легкового транспорта и мотоциклов и 50 км/ч для прочего. Появились ограничения и для загородных дорог, в частности, для Московской области она была ограничена до 80 км/ч. Однако в Правилах, действовавших до 1971 г., скорость вне городов и населенных пунктов не ограничивалась. В 1967 г. в СССР в порядке эксперимента было введено ограничение скорости на Симферопольском шоссе - 80 км/ч и на Рязанском шоссе - 70 км/ч в пределах Московской области. И, наконец, в Правилах, вступивших в силу в 1976 г., были установлены ограничения: на дорогах всех населенных пунктов движение транспортных средств разрешается не более 60 км/ч, а вне населенных пунктов для легковых автомобилей, грузовых с полной массой до 3,5 т и некоторых видов автобусов - со скоростью не более 90 км/ч. В Правилах 1987 г. на автомагистралях скорость была увеличена до 110 км/ч.
Ограничение скорости движения общемировая тенденция. Поводом для принятия мер по сокращению скоростей движения явился разразившийся в 70-е годы во многих странах мира энергетический кризис и возникший в связи с этим дефицит топлива. С ростом скорости в значительной степени связано увеличение расхода топливно-смазочных материалов, износа узлов и агрегатов автомобилей, что приводит к снижению межремонтного пробега и возрастанию стоимости техобслуживания. С этих позиций, как показывают исследовании, наиболее экономичными скоростями являются 50 - 70 км/ч. В Англии было установлено, что ограничение скорости до 60 миль в час экономит 0,5% горючего, а до 50 миль в час - 1%. В результате мер по снижению скоростных режимов расход топлива на автомобильном транспорте сократился на 1 - 3%. Ограничение скорости влияет на тяжесть дорожных происшествий. Так, в Японии скорость была ограничена в городах до 40 км/ч, вне населенных пунктов до 60 км/ч, на автострадах до 100 км/ч, что позволило существенно сократить число происшествий. В США в 1973 г. после ограничения на всех дорогах скорости до 88 км/ч уже в следующем году число погибших на дорогах сократилось на 1%. В настоящее время ограничение скорости введено практически во всех странах.