Авто энциклопедия
НАГЕЛЬ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ
НАГЕЛЬ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ - русский автомобилист, журналист. Родился в 1877 г. Выпускник Петербургского университета, юрист по профессии. В 1900 г. начал издавать журнал "Спорт". В 1902 г. основал журнал "Автомобиль", который выходил до 1917 г. и был крупным авторитетным автомобильным изданием в начале XX столетия в России. В разное время он издавал и другие журналы: "Двигатель", "Аэро", "Аэро и автомобильная жизнь".
Участвовал во многих пробегах с целью популяризации автомобиля. Весной 1900 г. участвовал в гонке Луга-Петербург. В 1908 г. с несколькими компаньонами проехал на автомобиле "Даррак" проехал по маршруту С.-Петербург- Париж-Венеция- С.-Петербург.
В 1910 г. Нагель совершил пробег по маршруту: С.-Петербург-Берлин-Сен-Готард-Рим-Неапаль-Берлин-С.-Петербург. на автомобиле Руссо-Балт".
С целью демонстрации эксплуатационных качеств отечественных автомобилей "Руссо- Балт" Нагель вместе с сотрудником журнала В.А. Михайловым принял участие на международном ралли Монако. "Русско-Балтийский вагонный завод" был первым в России, начавшим серийный выпуск автомобилей. Журнал Автомобилист №1, 1912 г. сообщял:"30 декабря 1911 г. в 2 часа дня в помещении Императорского Российского Автомобильного Общества состоялся осмотр и наложение пломб на автомобиль члена Общества А.П. Нагеля, на котором он выехал на международную автомобильную гонку в Монако.
Автомобиль А.П. Нагеля работы Русско-Балтийского завода, типа 24-сильного, но несколько видоизмененный... На предварительном испытании автомобиль этот развил скорость в 105 верст в час. Опасаясь снежных заносов в пути, Нагель имеет с собой для передних колес особые лыжи, которые устанавливаются прямо на колеса. На каждом из задних колес имеется по одному съемному ободу "Степней", к которому может быть привинчено колесо "Степней" так, что получаются сплошные колеса...
31 числа Нагель вместе со своим спутником В.А. Михайловым приехали к Московской заставе, где вице-президент ИРАО, флигель-адъюдант В.В. Свечин дал им старт... Общее протяжение всего пути 3257 км..."
Итак, "Руссо-Балт" в канун Нового года 31 декабря 1911 г. (по старому стилю) покатил в сторону Луги. О тех трудностях, которые пришлось преодолеть Нагелю и его товарищу можно найти в его дневниковых записях.
Стояла морозная погода, термометр показывал минус 17 градусов. Перед Лугой началась и как следствие - снежные заносы. Машина вязла в снегу. Лыжи не помогали - автомобиль с ними становился неуправляемым. Выручали одетые тулупы и валенки. Борьба с заносами отняла более четырех часов. Ночевали в Пскове. Оттуда - в Ригу, куда прибыли 1 января в 8 часов вечера. Дирекция Русско-Балтийского завода выделила грузовик, чтобы тот шел впереди и прокладывал колею на заснеженной дороге. Автомобиль мог двигаться на первой передаче, иногда на второй. В Восточной Пруссии погода стояла такая же. Приходилось то и дело останавливаться и исследовать снежные заносы. Какая их глубина и направление самой дороги.
Ехали медленно со скоростью 10-15 км/ч. Определить направление дороги можно было только по высаженным на обочинах деревьям. Пришлось ехать и ночью, так как что по правилам ралли надо было выдерживать график движения. Соответствие ему судьи проверяли на контрольных пунктах. Таким образом, путешественникам приходилось выдерживать заданную среднюю скорость и делать ежесуточно по 480 километров. Потерю времени в заносах Нагель с Михайловым покрывали ночной ездой. Не обошлось без плутаний по дорогам, съезда в кювет. Дорога после Берлина стала лучше. Их маршрут лежал через Эйзенах и Карлсруэ в Страсбург. Из Берлина стартовали 9 экипажей и столько же - из Вены. На контрольных пунктах можно было узнать, кто идет впереди, а кто позади. Но и дальше их продолжали поджидать опасные неприятности. То густой пеленой окутывал дорогу туман, то гололед грозил сбросить машину на горных перевалах.
И все же "Руссо-Балт" одним из первых прибыл в Монако и получил торжественный прием. Нагель и Михайлов находились в пути 195 часов и 23 минуты и автомобиль работал без поломок.
После финиша Нагель поделился личными впечатлениями. Вот его слова: В этом исключительном по своим трудностям состязании и только благодаря идеальной работе машины и шин мне удалось прибыть первым в Монако... Уход за машиной ограничивался наливанием бензина и масла и только один раз - в Лионе - доливание воды (2-3 стакана). Ухода за шинами не было никакого - как они все четыре вышли с петербургским воздухом - так с ним же и едут обратно по железной дороге вместе с автомобилем. Мотор за весь путь не дал ни одного перебоя и как при температуре минус 19 по Реомюру и тяжелом бензине, так и при плюс 15 по Реомюру на легком хорошем бензине давал одинаковую мощность, пускался с четверти оборота и работал одинаково ровно при тихом и полном ходе...
Честь и слава Русско-Балтийскому вагонному заводу и шинам "Колумб" товарищества "Проводник".
Первое место в этом ралли занял Юлиус Бейтлер, а Нагель - девятое. Кроме того, экипаж "Руссо-Балта" получил первый приз туризма и первый приз дальности маршрута, как впрочем и рассчитывал Нагель. Успех в Монако наделал много шума в российских автомобильных кругах и стал приятным новогодним подарком. В России об этом событии узнали из телеграмм, опубликованных в газетах на следующий же день, а Нагелю вскоре за его достижения в соревнованиях был пожалован орден Святой Анны 3-й степени. Три с лишним тысячи верст, проделанных "Руссо-Балтом" в тяжелейших климатических и дорожных условиях, создали высокое реноме этой марке отечественных автомобилей.
После этого за "Руссо-Балтами" укрепилась репутация исключительно прочных и надежных автомобилей.
В конце 1913 г. - начале 1914 г. Нагель, вместе с журналистами Е. Кузьминым и Б. Никифоровым совершили по тем временам грандиозное автомобильное путешествие. Из С.-Петербурга они доехали до французской Ривьеры, оттуда их путь лежал в Испанию. Затем на корабле добрались до Африки, пересекли Алжир, Тунис. На обратном пути путешественники переправились на Сицилию, оттуда через Италию вернулись в Ницу, и далее на том же автомобиле вернулись в С.-Петербург. Умер в 1939 г. во Франции.