Авто энциклопедия
ЛУЦКОЙ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ
ЛУЦКОЙ БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ - русский изобретатель. Родился в 1865 г. под Бердянском. Закончив реальное училище в Севастополе, поступил в Мюнхенский политехнический институт. Еще будучи студентом, он получил патент на изобретенный им двигатель, у которого клапаны приводились в действие общей толкающей штангой. Русский изобретатель нашел поддержку у немецких заводов "Кеберс" и "Нюрнберг" (ныне МАН), предоставивших базу для реализации его идей. В 1897 г. основал в Берлине собственное конструкторское бюро. Круг его интересов был крайне широк: трициклы, автомобили, автомобильные и судовые двигатели. В 25 лет он получил пост главного инженера компании МАН, который он покинул в 1897 г. и начал сотрудничать с фирмой "Даймлер". Он внес немалый вклад в создание грузовых и легковых автомобилей "Даймлер", "Даймлер-Мариенфельдс", входил в совет директоров дочернего даймлеровского предприятия.
В начале 90-х годов XIX столетия спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания, предназначавшихся специально для самодвижущихся экипажей и повозок. По свидетельству русского автомобилиста К. Оссовского, писавшего о Берлинском салоне1899 г., что наиболее выгодное впечатление на этой выставке производят экипажи, изготовленные Луцким: "Двигатели Луцкого могут быть поставлены наряду с лучшими бензиномоторами. Что касается разработки всех конструктивных деталей автомобиля, то в этом отношении инженер Луцкий имеет весьма мало соперников".
На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Луцким демонстрировал первый российский грузовой автомобиль ("моторная телега"), который был удостоен серебряной медалью. Автомобиль был построен фирмой ММБ в пригороде Берлина Мариенфельде (филиалом фирмы Даймлера) и в марте 1901 г. был доставлен в С.-Петербург, где осуществляла перевозки грузы с Ижорских заводов, расположенных в Колпино. Грузоподъмность автомобиля была 300 пудов (5 т), скорость составляла не более 10 верст (10,67 км) в час.
Его судьба сложилась драматично. В 1913 г. он выступил в С.-Петербурге на одном из заседаний Русского технического общества с докладом о своих работах. Затем начал переговоры с промышленниками об организации в С.-Петербурге завода по производствудвигателей. Летом 1914 г. он возвратился в Германию, где был арестован. Через неделю началась Первая мировая война. Его пытались заставить работать на немецких заводах, но Луцкий ни на какие предложения не пошел. Его продержали в тюрьме Шпандау всю войну и освободили только в 1918 г. после ноябрьской революции в Берлине. Его уговаривали остаться в Германии, но он категорически отказался и в 1919 г. вернулся в Россию, и в следующем 1920 г. умер.