Авто энциклопедия
ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛЕБЕДЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - русский ученый химик. Родился в 1874 г. в городе Люблина (Польша) в семье священника православной церкви. В 1895 г. после окончания курса гимназии в Варшаве приехал в С.-Петербург, чтобы продолжить образование в петербургском университете, который закончил в 1900 г.
Когда Лебедев 1908 г. стал заниматься вопросом искусственного каучука, то многие ученые приводили исследования в этой области. Они накопили различные факты, но никто не занимался этой проблемой по строгой системе.
Действительно, каучук был известен как заморский диковенный продукт, имеющий весьма ограниченное применение. Однако в XIX веке американец Гудьир, а вслед за ним и другие исследователи сделали неожиданное открытие. Оказалось, что при нагревании с серой это липкое вещество становится эластичным, превращаясь в резину - в материал, который благодаря своей прочности и эластичности сразу стал не заменимым в автомобилестроении.
Каучук был необходим как воздух для зарождающейся автомобильной и авиационной промышленности. Он стал привлекать внимание многих ученых и промышленников. Стали думать о его искусственном получении.
В начале 1926 г. наше государство, остро нуждающееся в резине, объявила международный конкурс на лучший промышленный способ получения синтетического каучука. К 1 января 1928 г, требовалось представить 2 кг готового продукта и заводскую схему его получения. Сырье должно было быть дешевым и доступным, а качество и цена синтетического каучука на уровне натурального.
Спустя два года в феврале 1928 г., подводя итоги конкурса жюри рассмотрело представленные материалы и отметило только два заслуживающих внимание предложения: заявку "Диолефин", принадлежавшую группе энтузиастов под руководством С. В. Лебедева, и заявку "В единении - сила" профессора Б. В. Вызова. Обе эти работы созданы учениками выдающегося химика, продолжателя школы Бутлерова.
Способ Лебедева получения каучука из этилового спирта был признан лучшим как наиболее разработанный и в данной ситуации экономически целесообразный. Метод производства каучука из нефти, предложенный Бызовым, на тот период оказался несколько сложнее и давал из сырья меньше выхода готового продукции.
В 1932 г. на заводе "Красный треугольник" было освоено его промышленное изготовление. Полученный синтетический каучук тут же подвергнулся испытанию. Из него были изготовлены автопокрышки, и пробег их на расстояние 4250 км показал, что сделаны они из безукоризненного сырья.
Лебедев умер 2 мая 1934 г. и похоронен в С.-Петербурге в Александро-Невской лавре, в некрополе деятелей искусства. На памятнике высечена скромная надпись: "Академик Сергей Васильевич Лебедев - изобретатель синтетического каучука".