Авто энциклопедия
КЮНЬО (Cugnot) Николь Жозеф
КЮНЬО (Cugnot) Николь Жозеф - французский изобретатель. Родился в 1725 г. в Лотарингии. Уже в молодости проявил себя как многообещающий изобретатель и рационализатор. Так как сам он не был в достаточной мере обеспечен, чтобы финансировать свои эксперименты, он поступил на воинскую службу и в качестве капитана французской армии сделал много изобретений. Особенно привлекала вдумчивого Кюньо паровая машина. Он размышлял о том, каким образом использовать ее при конструировании самоходных экипажей, а в свете этого - как уменьшить ее размеры, снизить массу и увеличить мощность.
После службы в армии молодой капитан с 1763 г. начинает заниматься научной работой в области фортификации, делает различные изобретения, преподает в военной школе. Но самой большой его мечтой было построить самодвижущийся экипаж и использовать паровую машину для нужд транспорта.
Неизвестно, как бы все получилось, если бы этой идеей не заинтересовался тогдашний военный министр Франции маркиз де Шуазель. Разумеется, он не собирался вникать в детали проекта и поручил это генералу Грибовалю. Последний оценил должным образом значение самодвижущейся машины для армии, и изобретателю была оказана всяческая помощь. И вот в 1769 г. он построил самоходную трехколесную телегу с целью перевозки снарядов и пушек. И в том же году был испытан первый образец машины - "Фардье", известной также как "малая телега Кюньо".
Относительно уровня развития техники того времени Кюньо успешно решил поставленную перед собой задачу, изготовив паровую машину высокого давления и добавив к ней кривошипный механизм. Переднее колесо было одновременно ведущим и направляющим. Котел из красной меди подвешивался впереди - топкой в сторону движения. По сегодняшним меркам машина была весьма несовершенной. Паровой двигатель находился впереди подобно лошади. Мощность повозки составляла 2 л.с. Скорость повозки составляла около 4 км/ч, и могла буксировать артиллерийские орудия или другие грузы массой до 2,5 т. Для управления передним колесом требовалось усилие двух человек, так как одновременно с поворотом колеса приходилось перемещать котел и механизм паровой машины. Через каждые 15 минут еще столько же времени затрачивалось на доливку свежей воды и подъем давления пара. Емкость парового котла не соответствовала емкости цилиндров и запаса воды хватало лишь на 12-15 мин. движения. После этого котел нужно было снова заправлять водой и раскладывать под ним костер - "разводить пары". Но как бы там ни было, машина двигалась, и двигалась сама!
Но, несмотря на все эти недостатки, паровой двигатель настолько увлек военного министра, что он немедленно заказал Кюньо проект более крупной машины. Изобретатель получил заслуженную награду - 20 тыс. франков, и ему было предложено разработать более совершенную конструкцию. Кюньо с энтузиазмом взялся за дело. И в результате 22 апреля 1770 г. такая машина, так называемая "большая телега" Кюньо, была готова и представлена для апробации официальным представителям гражданских и военных ведомств. Она развивала скорость не более 4 км/ч, не зато котел имел собственную топку, так что огонь уже не приходилось разводить на земле. Одноцилиндровая паровая машина размещалась над передним колесом.
Машина весила около трех тонн и предназначалась для буксировки артиллерийских орудий. У нее была деревянная рама и три массивных, тоже деревянных колеса, правда, с металлическими шинами, Изготовленный из магдебургской бронзы двигатель имел два вертикальных цилиндра (диаметр цилиндра - 356 мм, ход поршня - 304 мм). Над передним колесом, которое было и ведущим, и управляемым, размещался массивный 50-литровый котел. В отличие от предыдущей машины он уже был оснащен топкой.
Во время демонстрации устройства, вначале проходившего успешно, заклинило систему управления. Телега врезалась в стену дома, и она обрушилась. Несмотря на этот удар, конструкция осталась неповрежденной, что свидетельствовало о высоком качеств этой боевой машины. Однако, как это нередко случается в жизни счастье отвернулось от изобретателя, потому что военный министр впал в немилость при дворе. Безразличный ко всему, всеми забытый Кюньо умер в 1804 г. в Брюсселе.
К счастью, телегу Кюньо не постигла учесть многих первых конструкция техники. Она не затерялась ее сдали в 1794 г. в музей искусств и ремесел в Париже. А на родине Кюньо в Лотарингии поставили памятники.