Авто энциклопедия
КОЛЕСНАЯ ПОВОЗКА
КОЛЕСНАЯ ПОВОЗКА - наземное транспортное, движение которой осуществляется с помощью мускульной силы животных, людей, ветра и пр.
Наиболее старая колесная повозка была найдена во время архиологических раскопок в пакистанском городе Махеджано. Она была изготовлена ориентировочно в 4000 г. до н.э. Одной из первых колесных экипажей является ладья, которая в 1935 г. была обнаружена итальянской археологической партией при раскопках храма Птоломея в местечке Мединет Мади (Египет), построенная в период правления египетского фараона Аменхемета Ш (1849-1801 гг. до н.э.).
Это была небольшая ладья, установленная на 4 колесах и небольшим парусом. На найденной в раскопе базальтовой плите имелась надпись: "Фараон Аменхмет Ш отсюда через пустыню к Мединет Мади в парусной ладье, движимой ветром". По расчетам древний экипаж мог двигаться со скоростью 20 км/ч.
Самым распространенным типом гужевого транспорта на Руси был возок. Он отличался своей универсальностью: зимой его легко можно было поставить на сани, а летом на колеса.
Одной из первых в мире самоходных экипажей, является коляска, которая приводилась в движение за счет ручной тяги, изготовленная в 1649 г. немецким часовщиков из г. Нюрнберга С. Фарфлером. В 1649 г. в германии Г. Гантшелем была изготовлена самоходная коляска.
Первым русским самоходным экипажем можно считать "самобеглую коляску", которую в 1952 г. изготовил изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков. Она имела 4 колеса. Кузов подвешивался к раме на нескольких ремнях. Двойной приводной механизм размещался на небольшой площадке позади пассажирских сидений. К этой же площадке выходили тяги рулевого управления. В 1791 г. русским механиком Иваном Петровичем Кулибиным (1735-1818 гг.) был построен 3-х колесный экипаж ("самокатка") на 2-х человек. В движение он приводился мускульной силой людей через педальный механизм и систему рычагов, которые вращали задние колеса.
Согласно старинной русской летописи киевский князь Олег в 907 г. в походе на Византию, узнав, что греки закрыли для входа судов в гавань Константинополя цепью, "повеле князь воинам своим изделати и поставите на колеса корабли..." Так, используя силу ветра корабли двинулись на город по суше. Константинополь сдался без боя.
Голландский математик Симон Стевен (1548-1620) в 1600 г. изготовил 28-местный колесный "ветроход", скорость которого под парусом могла достигать до 30 км/ч. После постройки нескольких таких экипажей было организовано регулярное сообщение между голландскими городами Шевенингемом и Петтеном, расположенных на расстоянии в 60 км друг от друга. В 1834 г. в Париже изобретателем Акэ был построена парусная карета "Эольен". Парусник представлял собой дилижанс с тремя мачтами и был рассчитан для перевозки 10 человек. В 1960 г. была основана Международная федерация песчаных яхт, которая организует регулярные соревнования колесных парусных экипажей с марта 1969 г. В 1967 г. была проведена первая 3000-километровая экспедиция из Алжира в Мавританию - 8 экипажам из 12 удалось пересечь пустыню Сахару.