Авто энциклопедия
КОЛЕСНЫЙ ДИСК
КОЛЕСНЫЙ ДИСК - основной элемент колеса, на котором крепится шина. Диски бывают различных размеров. Могут быть литыми и штамповаными, стальными и спицевыми. Конструкция дисков состоит из следующих элементов:
- закраин, представляющих собой боковые упоры для бортов шины. (Расстояние между закраинами и есть ширина обода);
- полок, являющихся посадочными местами бортов шин, наклоненными к середине, как правило, под углом 50;
ручья, предназначенного для облегчения демонтажа шины.
В настоящее существует несколько различных контуров обода. Наиболее часто используемые:
- Н - односторонний подкат (только по наружной стороне обода);
- Н2 - двухсторонний подкат;
- СН - комбинированный двухсторонний подкат;
- FH - плоский подкат.
По конструкции диски могут быть металлическими и со спицами. В настоящее время стальные диски имеют самое широкое распространение.
Состоят из обода и приваренного к нему диска (тарелки), изготавливаемых из стального листа. Стальными дисками комплектуется большинство автомобилей на заводах-изготовителях. Они дешевы, легки в изготовлении, но часто плохо сбалансированы и подвержены коррозии. В последнее время находят все больше распространение легкосплавные диски. Они легче стальных, благодаря чему значительно снижены неподрессоренная и инерционная массы, а это благоприятно сказывается на работе подвески и автомобиля в целом. Конструктивная особенность легкосплавных дисков связана с тем, что все они рассчитаны на бескамерные шины. Такие диски по способу изготовления делятся на литые и кованые, а по материалу на алюминиевые и магниевые.
Колесные диски изготавливаются методом горячей штамповки из алюминиевых или магниевых сплавов с последующей термо- и механической обработкой, при этом обеспечивается очень высокая прочность и жесткость конструкции, высокая коррозионная стойкость.
Алюминиевые кованые диски, в отличие от литых, не нуждаются в дополнительной защите поверхности. При ударе кованый диск не лопается, а мнется и на нем не образуется трещин. Эти колеса примерно в 1,5 - 2 раза легче стальных. Основной недостаток кованых дисков - их высокая цена, а также ограниченные возможности по дизайну.
Спицевые диски состоят используются крайне редко из-за высокой стоимости и невозможности использования бескамерных шин. Такой диск состоит из обода и ступицы, соединенных между собой проволочными спицами. При использовании этих дисков необходима подтяжка спиц через каждые 10-20 тыс.км. Положительные стороны - отличный внешний вид и очень хорошее охлаждение тормозов.
Каждый диск имеют свою маркировку, которая обозначает его параметры. Например, 7Jх15. 7 - ширина обода в дюймах (1 дюйм - 2,5 см). J - тип бортовых закраин обода. 15 - монтажный диаметр в дюймах. Есть несколько вариантов маркировки, в зависимости от страны производителя, но принцип подхода везде один.
Важным параметром диска является вылет - расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Его величина у каждой модели своя, например, "Волга" - 0; "Жигули" - 29; "Самара", "Опель-Корса", "Тойота-Королла" - 38-40 мм.