Авто энциклопедия
ВОДИТЕЛЬ
ВОДИТЕЛЬ - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Управлять автомобилем в нашей стране (кроме случая обучения вождению) разрешается лицам, достигшим 18 лет.
В России в соответствии с Конвенцией о дорожном движении все водители разделены на группы в зависимости от категории транспортного средства, к управлению которым они допускаются:
Категория "А" - мототранспортные средства - мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотонарты.
Категория "В" - автомобили, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг и число сидящих мест, помимо сидения водителя, не превышает 8.
Категория "С" - автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг.
Категория "Д" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидящих мест, помимо сиденья водителя.
Категория "Е" - составы транспортных средств с тягачами, относящиеся к категориям "В", "С" или "Д", которыми водитель имеет право управлять.
В России до 1976 г. порядок освидетельствования квалификации водителя автомототранспорта устанавливал следующие категории водителей в зависимости от вида управляемого транспортного средства: водитель автомобиля; водитель мотоцикла; водитель мопеда; водитель мотоколяски;
водитель трамвая; водитель троллейбуса.
Водитель автомобиля мог быть профессионалом или любителем. Профессионалам присваивали квалификации III,II и I классов в зависимости от стажа и подготовки. Водителям I класса разрешалось управлять автомобилем всех типов, за исключением автобусов, автомобилей скорой медицинской помощи и некоторых других специальных автомобилей. Водители II и III классов могли управлять любыми автомобилями. В то же время шоферы-любители не могли работать по данной профессии по найму.
В середине 70-х годов произошло важное событие число индивидуальных транспортных средств в стране стало превышать число транспорта предприятий и организаций. Это, конечно, не могло не отразиться на всей системе подготовки водителей и взаимоотношений между различными участниками дорожного движения.
С 1 января 1976 г. было введено новое Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдаче водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортным средством, которое полностью отвечало требованиям Конвенции.
В 80-х годах XX-го столетия стали более требовательно относится к подготовке водителей. Во многих странах введена 2-х ступенчатая система "приема" в водители.
Концерн "Роcавтотранc" c 1992 г. для лучших водителей, показавших результаты безаварийной работы, введены нагрудный значок "Мастер вождения" 1 и 2 класса. Нагрудным значком "Мастер вождения" 2 класса награждаются водители, награжденные значком "За работу без аварий" 1 степени и наездившие 1,0-1,5 млн. км без дорожных происшествий и нарушений Правил дорожного движения. Значком "Маcтер вождения" 1 класса награждаются водители, награжденные значком "За работу без аварий" 1 степени и наездившие 1,5-2 млн. км без дорожных происшествий и Нарушений Правил дорожного движения. Значком "Почетный автотранспортник" награждаются водители, наездившие свыше 2-х млн. км без дорожных происшествий и нарушений Правил.