Авто энциклопедия
ВАНКЕЛЬ ФЕЛИКС (Wankel Felix)
ВАНКЕЛЬ ФЕЛИКС (Wankel Felix) - немецкий инженер и изобретатель, создатель двигателя Ванкеля - роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания. Родился 13 августа 1902 г. в немецком городке Ларе (земля Баден-Вюртемберг). Семья была бедной. Его отец погиб, когда Феликс учился в гимназии и ему пришлось бросить учебу и пойти работать учеником продавца в книжном издательстве. Благодаря этой работе, Ванкель увлекся чтением книг по технике и изучением механики и автомобилестроения. Вскоре он потерял работу, после чего попытался создать собственную мастерскую, где попытался реализовать свои идеи. Существует легенда, что идея роторного двигателя родилась у Феликса Ванкеля в 1919 году, во сне.
В 1924 г. Ванкель вступил в Национал-социалистическую партию, но через 8 лет вышел из нее, просидев полгода в тюрьме. В 1934 г. он создал опытный образец роторного двигателя и получил на него патент.
Двигатель Ванкеля считается революционным изобретением в области моторостроения. Он более экономичен и при одинаковой мощности с поршневым двигателем двигатель имеет в 2-3 раза меньшие размеры. Особенность конструкции этого двигателя состоит в том, что трехгранный ротор (поршень) вращался в цилиндре специального профиля. Изобретатель работал над своим изобретением в период с 1936 по 1957 годы. Первая действующая модель двигателя была собрана в 1954 г.
В 1957 г. Ванкель впервые попробовал поставить роторный силовой агрегат на серийный автомобиль. Но первая попытка оказалось неудачной: у машины свечи зажигания были расположены таким образом, что для их замены требовалась полная разборка мотора. Наконец, 7 июня 1958 г. изобретатель представил свою разработку - движок с совершенно новой кинематикой: грани треугольного поршня (ротора), вращаясь в цилиндре специального профиля, отсекали объемы камер, в которых происходили обычные для двигателей внутреннего сгорания процессы (всасывание, сжатие, расширение, выпуск). По сути дела эта дата может считаться днем рождения роторно-поршневого двигателя.
Производство двигателей Ванкеля начала японская автомобильная компания "Мазда", в 1971 г. начав поставки в другие страны. С 1936 по 1954 г. он руководил исследовательским центром в Ландау, а затем работал в компании NSU, став со временем ее главным конструктором.
Ванкель не ограничился созданием роторного мотора. Он сконструировал новые клапана и камеры сгорания для своего двигателя, создал несколько различных его вариантов.
Феликс Ванкель за заслуги в конструировании двигателей был удостоен степени доктора наук в Мюнхенском техническом институте. А в 1987 г. стал профессором Мюнхенского института. Умер 9 октября 1988 г.