Авто энциклопедия
БЕЛЯЕВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ
БЕЛЯЕВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ - организатор российского автомобилизма. Первые шаги автомобиля в конце XIX столетия были связаны отнюдь не с транспортными целями. Самодвижущийся экипаж расценивался не более как модное экстравагантное увлечение сильных духом и закаленных спортсменов. Именно соревнования и пробеги заставили промышленников взглянуть на "бензиновую повозку", как на перспективное и достойное внимание. Увлекательность и зрелищность автогонок открыли новую сферу вложения средств - в производство автомобилей.
Автомобили-победители покоряли сердца и охотно покупались. Многим хотелось идти в ногу со временем, казаться такими же мужественными, знающими толк в техники. Производители мгновенно откликнулись на спрос и налаживали серийных выпуск удачных моделей и марок автомобилей.
Именно после первых международных автогонок, которые состоялись в 1894 г. во Франции за самодвижущимися экипажами утвердился термин "автомобиль". До этого чаще всего использовали словосочетание "вуатюр отомобиль", т.е. "самодвижущаяся повозка" (от греческого слова "аутос" и ""сам" и латинского "мобилис" - "двигатель"). Позже "вуатюр" для краткости отбросили и "отомобиль" долго использовалось во французском языке.
Всего спустя всего семь лет, как только первый автомобиль появился в России 11 октября (25-го по новому стилю) в 1898 г. на станции Александрова под С.Петербургом, состоялись первые автомобильные гонки Столичный журнал "Самокат" писал по этому поводу: "Октября 11-го совершилось долгожданное событие: состязание моторов. Всех мотористов, пожелавших выйти на соревнование, записалось четырнадцать человек, но на старт вышло всего шесть моторов трехколесных одноместных и один четырехместный автомобиль системы Бенца". Гонщикам нужно было преодолеть дистанцию в 39 версты (41,6 км). Выиграл гонку Беляев Павел Николаевич на трицикле, показав время 1 ч. 33 мин. 36 сек.
Организаторами соревнований были автомобилисты-любители, объединившиеся с велосипедистами в "Общество Велосипедной Езды".
Беляев Павел Николаевич был одним из организаторов Российского Автомобильного Общества (РАО), Первой Международной автомобильной выставки в С.Петербурге в 1907 г.
С 1904 г. ежегодно под С.-Петербургом в районе ст. Александрова - ст. Стрельня на Волхонском ш. стали проводиться гонки на кубок Беляева.