Авто энциклопедия
АСТОН МАРТИН (Aston Martin Lagonda Limited)
"АСТОН МАРТИН" (Aston Martin Lagonda Limited) - английская компания - производитель автомобилей высшего класса. С 1987 г. входит в концерн "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Company). История фирмы "Астон Мартин" началась в 1914 г., когда два предпринимателя и заядлых автомобилиста - Роберт Бэмфорд и Лайонел Мартин - открыли в лондонском районе Кенсингтон совместное предприятие "Бэмфорд и Мартин Лимитед" по производству автомобилей.
В следующем 1914-1915 гг. они построили своей первый легковой автомобиль с 1,4 -литровым двигателем. В "Изотту Фраскини" 1908 г. выпуска был установлен двигатель "Ковентри Симплекс". Первый "Астон-Мартин", получивший впоследствии имя "Кул Шаттл" активно участвовал в гонках. Своим они автомобилям присвоили торговую марку "Астон-Мартин". В 1913 г. Мартин одержал победу в местных гонках на холме Астон Клинтон, и в память об этом событии фирму назвали "Астон Мартин".
После первой мировой войны в 1921 г. был построена вторая модель "Астон-Мартин" по имени "Банни". И сразу же она стала участвовать в Гран-при Франции, где показала себя с наилучшей стороны. У послевоенного "Астона", как и у его прототипа 1915 г., был 4-цилиндровый двигатель "Ковентри Симплекс", но уже объемом в 1,5 литра, благодаря чему автомобиль развивал максимальную скорость в 110 км/час и хорошо держал дорогу. Серийное производство этой модели "Астон Мартин" по-настоящему началось лишь в 1923 г. благодаря финансовой поддержке графа Луиса Зборовски.
Но в 1924 г., когда граф Луис Зборовски разбился, оказавший ей огромную поддержку, разбился в гонке в Монце, фирма оказалась на грани банкротства. В конце 1925 г. убытки "Астон-Мартина" составили около 50 тыс. фунтов. В результате фирма спустя год перешла во владение к Огастас Бертелли, который со своими партнерами лордом Чарнвудом и Уильямом Ренуиком перерегистрировал компанию под названием "Астон-Мартин Моторс Лтд.".
Завод по производству автомобилей "Астон Мартин" вскоре был переведен в местечко Фелтхем в графстве Мидлссекс, где они просуществовали до 1957 г.
В 1931 г. компания ненадолго объединяется с фирмой Fraser & Nesh.
В 1936 г. была выпущена модель "Спид Модель" (Speed), но уже с 2,0-литровым "движком". В довоенный период было произведено несколько интересных прототипов, одним из них является созданный в 1939 г. "Атом". Эта модель стала базовой моделью для целого поколения автомобилей, которые производили в послевоенное время.
В 1947 г. компания приобретена Дэвидом Брауном, владельцем концерна по выпуску тракторов и сельхозтехники.
Спустя некоторое время Браун приобретает и другую известную британскую марку - "Лагонда", которая также имела немало технических и спортивных достижений. С этого самого момента в фирме началось время больших перемен. Компания сохранила обе марки - и "Астон-Мартин", и "Лагонду". Теперь автомобили "Астон-Мартин" получили индекс "ДБ", по имени нового владельца. А первой моделью "Астон Мартин" стала модель "ДБ-1" с 2,6-литровым двигателем. В 1949 г. машина приняла участие в гонках в Ле-Мане, а чуть позже поступила в продажу. "ДБ-2" представляя собой более современный и совершенный автомобиль. Двигатель мощностью 120 л.с. давал возможность развиваться до скорости 180 км/ч. "ДБ-3" была выпущенная в 1953 г. сразу в трех модификациях - родстер, закрытое купе "ДБ-3S-FHS" и знаменитое гоночное купе "ДБ-3S", которое своими многочисленными победами сделало спортивную славу послевоенным "Астонам-Мартинам"
В 1965 г. вышел "Астон" - 325-сильный "ДБ-6". Автомобиль представлял собой последнюю генерацию "ДБ-4" с мощным форсированным двигателем, позволявшим разгоняться до 240 км/ч. Но, несмотря на выход последующих моделей "Астон-Мартин" компания стала испытывать финансовые затруднения. Определенная стабилизация для "Астона-Мартина" наступила только в 1987 г., когда 75% акций фирмы была приобретена американский концерн "Форд Мотор Компани".
В настоящее время у "Астон Мартин" два завода. Один расположен в небольшом английском городке Ньюпорт-Пагнелл и выпускает дорогие эксклюзивные автомобили. Второй специализируется на более "демократичных" машинах.
Одна из последних моделей "Ачстин Мартин" имеет мощность двигателей 557 л.с. К концу 2000 г. фирма выпустила всего чуть более 12 тысяч автомобилей с маркой "Астон-Мартин".