Авто энциклопедия
АМОРТИЗАТОР
АМОРТИЗАТОР (от французского слова "amortir" - ослаблять, смягчать) устройство, предназначенное для гашения колебаний колеса и кузова при движении автомобиля по неровностям дороги. Наиболее распространенные амортизаторы двух видов - гидравлические и газогидравлические.
Современный гидравлический амортизатор - это механизм двустороннего действия. Он гасит колебания подвески, как при сжатии пружины, так и при ее расслаблении - отдаче. Достигается это за счет сопротивления, которое встречает жидкость, перетекая из одной полости амортизатора в другую. В трубчатом корпусе гидравлического амортизатора располагаются три основные детали: рабочий цилиндр, шток с поршнем и направляющая втулка. Корпус соединяется с элементами подвески, а шток - с кузовом.
В днище цилиндра, целиком заполненного жидкостью, и в поршне есть отверстия с клапанами, которые поджимаются пружинами разной жесткости. При ходе поршня вниз (процесс сжатия) амортизаторная жидкость перетекает через клапаны из нижней полости цилиндра в верхнюю, а при ходе вверх - наоборот. Излишек жидкости, которая вытесняется штоком, попадает через специальное отверстие клапана в компенсационную камеру.
Обычно она располагается в зазоре между рабочим цилиндром и корпусом амортизатора и в рабочем состоянии заполнена частично амортизаторной жидкостью, а частично воздухом. Во время отдачи поршень движется вверх вместе со штоком, и недостающее количество жидкости через клапан в днище вновь попадает в цилиндр из компенсационной камеры. Вязкость амортизаторной жидкости, отверстия клапанов и остальные элементы конструкции рассчитаны так, что, работая синхронно с подвеской, амортизатор оказывает сопротивление ее перемещению при сжатии и расслаблении.
Телескопические амортизаторы обычно проектируют с таким расчетом, чтобы усилие перемещения подвески при отдаче было в 2-3 раза больше, чем при сжатии. Именно при таком соотношении усилий колебания гасятся за минимальное время.
В последние годы на смену мягко работающим гидравлическим амортизаторам приходят более современные - газонаполненные. Они хотя и более жесткие, но работают стабильно и отличаются большим сроком службы. Их создание началось с того, что вместо воздуха в компенсационную камеру закачали под небольшим давлением азот и получили так называемый газонаполненный (или газовый) амортизатор низкого давления. Такая конструкция несколько улучшает работу амортизатора, но полностью от вспенивания жидкости не избавляет.
Контроль работы амортизаторов проводится с использованием специального стенда - тестера подвески, на котором измеряется вес автомобиля в статике и в условиях принудительной вибрации. При этом имитируются наезды на неровности дороги, а исправность работы амортизаторов оценивается по колебаниям веса: если падение веса составляет до 60 %- то амортизаторы работают нормально, если менее 60 % - удовлетворительно, а если менее 40 %, то амортизаторы неисправны. При этом разность между правой и левой стороной не должна превышать 10-20%.