Авто энциклопедия
АЛЬФА РОМЕО (Alfa Romeo)
"АЛЬФА РОМЕО" (Alfa Romeo) - известная автомобильная итальянская компания. Производитель спортивных автомобилей. В настоящее время входит в группу ФИАТ. Генри Форд однажды сказал в адрес автомобилей этой марки: "Я снимаю шляпу перед проезжающим мимо "Альфа Ромео".
В эмблеме "Альфа Ромео" скрыты глубокие исторические мотивы - красный крест перекочевал с флага Миланского муниципалитета, кровожадный дракон - символ древнего рода Висконти, некогда правившего Ломбардией.
Начало этой компании было положено французской фирмой "Даррак" владелец, который был промышленник Александр Даррак (Alexander Darracq). Им 1906 г. в Неаполе был организован филиал - "Сочьета анонима итальяна Даррак", чтобы начать производство в Италии ряд своих моделей. Вскоре производство было перенесено в миланский район Портелло.
Планы французской компании были скромны - всего 600 автомобилей в год. Но модели "Даррак" у итальянцев не пользовались особой популярностью, у покупателей в то время ценились более престижные и мощные модели. Производство автомобилей под Миланом нужно было закрывать. Но сыграло соперничестве Милана с Турином, где вовсю развернулся FIAT, Ломбардии негоже было терять единственный автомобильный завод. И бывшие акционеры Societa Italiana Automobile Darracq приняли решение, выкупив завод, и начать производство на нем автомобилей под новым названием. Так в 1910 г. родилось Anonima Lombarda Fabbrica di Automobili (A.L.F.A.) акционерное общество "Ломбардская фабрика автомобилей". Но и после смены хозяина дела на заводе шли неудачно. В конечном счете, в декабре 1915 г. эту разорившуюся автомобилестроительную компанию приобрел итальянский инженер и предприниматель Никола Ромео (Nicola Romeo) и меняет название на "Альфа Ромео" (Aльфа-Romeo)
Ромео еще в 1911 г. основал фирму "Ing. Nicola Romeo & Co.", выпускавшую оборудование для шахт. В годы первой мировой войны перешел на выпуск военного снаряжения. Ромео стал председателем правления, а затем и президентом предприятия. В 1920 г. он начал выпуск автомобилей, получивших марку Альфа-Ромео. В 1925 г. на автомобиле "Alfa P2" был выигран чемпионате мира по автогонкам. В конце 20-х годов Ромео оставил эту должность и занялся выпуском самолетов и железнодорожных вагонов.
Но фирма продолжала свое существование. С 1931 года "Альфа Ромео" начала выпуск автомобилей с двигателями мощностью в 140 л.с. и 165 л.с. В 1932-1933 годах автомобили "Альфа Ромео" были самыми быстрыми спортивными моделями среди других марок спортивных автомобилей.
На автомобилях "Альфа Ромео" в это период выигрывались гонки в "Гран-При", "Тарга Флорио", "Кора Асербо" и другие значительные состязания. Выдающиеся гонщики Нуволари, Борласчини, Каррачиола, Хирон, Фаджиоли ездили на автомобиле этой марки.
В 1937 г. "Альфа Ромео" представил еще более мощную версию спортивного автомобиля в 180 л.с. (132,3 кВт), что позволило достичь максимальной скорости в 200 км/ч. За время их двухлетнего производства было выпущено 30 автомобилей.
После второй мировой войны "Альфа Ромео" продолжила производство спортивных автомобилей. В 1950 году на "Tip 158" чемпионом мира стал гонщик Нино Фарина, на следующий год, на модифицированном 159-м - Хуан Мануэль Фанхио. Модель "159" развивала мощность 425 л. с. при 9300 об./мин. и до сих пор остается самым мощным серийным "полуторалитровиком" в мире. А победа Фанхио официально считается первой победой Формулы-1.
В это же период фирма переходит на конвейерное производство автомобилей для более широкого использования, чем участие в спортивных соревнованиях. Завод в Портелло в 1951 году осваивает серийную четырехцилиндровую модель "1900". В этом же году Alfa Romeo проектирует AR51 Matta - единственный в истории фирмы джип.
Первый массовый дешевый автомобиль седан "Джульетта" (Giulietta) с мощностью двигателя 53 л.с. появился в 1955 г. В июне 1962 г. на автодроме Монца была представлена новая модель - Джулия" (Giulia). На всемирной выставке в Канаде 1967 г. Альфа Ромео представила модель "Монтераль" (Montreal) - элегантное купе работы Бертоне.
После введения в строй завода в Арезе, фирма наращивает темпы. В 1966 году выпущено 59971 легковых авто, в 1967-м - 76831, в 1969-м - 104 400, в 1970-м - 107 989, в 1971-м - 123 309 автомобилей.
Одновременно с этим, спортивные прототипы "Альфа Ромео" участвовали во многих спортивных соревнованиях (в американской Дайтоне (Daytona), французском Ле Мане, бельгийском Флероне (Fleron), итальянской Монце).
В 1976 г. спустя более 20-летнего перерыва фирма возвращается в Формулу-1, поставляя моторы для команд Brabham Martini, Marlboro Alfa, Osella. Альфа Ромео участвует в гонках кузовных автомобилей, в 1983 г. Никола Ларини на "Альфа Ромео 155" стал чемпионом мира в гонках ДТМ (DTM, Deutsche Tourenwagen Meisterschaft).
В 1982 г. фирма тесно сотрудничает с "Nissan", создав модель "Arna" В 1987 г. на Франкфуртском автосалоне впервые показана модель "164" В 1994 г. состоялись первые показы моделей "145" и "146". На автосалоне в Париже представлена модель "Alfa Romeo GTV".
С ноября 1986 г. "Альфа Ромео" входит в концерн ФИАТ, сохраняя при этом юридическую самостоятельность. После ее покупки ФИАТом в фирму были сделаны новые вливания капитала, и проект центра вновь вернулся к жизни. За его развитие взялись сами менеджеры дизайнерского центра совместно с архитектором Адальберто Даль Лаго (Adalberto Dal Lago). Команда инженеров и квалифицированных рабочих, которой был поручен дизайн новых моделей "Альфа Ромео".