Хроника чемпионатов: 1964 год
XV чемпионат мира
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Brabham" |
"Brabham-Climax-BT7", "-BT11" |
Д. Брэбхэм (AUS), Д. Герни (USA) |
BRP |
"Lotus-BRM-24",
BRP-BRM-1, -2 |
И. Айрленд (GB), Т. Тэйлор (GB) |
"Centro Sud" |
BRM-P57 |
Т. Маггс (RSA), Д. Багетти (IT) |
"Cooper" |
"Cooper-Climax-T66", "-T73" |
Б. Мак-Ларен (NZ), Ф. Хилл (USA), Д. Лав (RHO) |
"Derrington-Francis" |
ATS-Derrington-Francis |
М. А. Кабрал (POR) |
DW |
"Brabham-Climax-BT11" |
Б. Андерсон (GB) |
"Ferrari"/"North American" |
"Ferrari-156 Aero","-158","-1512" |
Д. Сертиз (GB), Л. Бандини (IT), П. Родригес (MEX),
Л. Скарфиотти (IT) |
"Bob Gerard" |
"Cooper-Ford-T71/73" |
Д. Тэйлор (GB) |
"Honda" |
"Honda-RA271" |
Р. Бакнам (USA) |
"Lotus" |
"Lotus-Climax-25", "-33" |
Д. Кларк (GB), П. Арунделл (GB), М. Спенс (GB), Г. Миттер (D),
У. Хансген (USA), М. Солана (MEX) |
"Maarsbergen" |
"Porsche-718" |
К. Г. де Бофор (NL) |
"Owen" |
BRM-P261, -P67 |
Г. Хилл (GB), Р. Джинтер (USA), Р. Эттвуд (GB) |
"Reg Parnell" |
"Lotus-BRM-25" |
М. Хэйлвуд (GB), К. Амон (NZ), П. Ревсон (USA) |
"Ian Raby" |
"Brabham-BRM-BT3" |
И. Рэби (GB) |
"Revson" |
"Lotus-BRM-24" |
П. Ревсон (USA) |
"Scirocco-Powell" |
"Scirocco-Climax" |
А. Пилетт (BELG) |
"Siffert" |
"Lotus-BRM-24",
"Brabham-BRM-BT11" |
Й. Зифферт (SWI) |
"Fabre Urbain" |
"Cooper-Climax-T60" |
Ж.-К. Руда (SWI) |
"Rob Walker" |
"Cooper-Climax-T66", "Brabham-BRM-BT11",
"Brabham-Climax-BT7", "-BT11" |
И. Бонньер (SW), Й. Зифферт (SWI), Э. Барт (D), "Джеки" (IT),
Й. Риндт (AUT), Х. Шарп (USA) |
"John Willment" |
"Brabham-Ford-BT10" |
Ф. Гарднер (AUS) |
Частные автомобили: |
|
|
|
BRM-P57 |
М. Тринтиньян (FR) |
|
"Lotus-BRM-24" |
Б. Колломб (FR) |
К началу сезона 1964 года в формуле 1 не произошло каких-либо особых изменений, и фавориты чемпионата остались прежними. Главным из них был, конечно, Джим Кларк, действующий чемпион мира. Он наглядно продемонстрировал свои намерения сохранить за собой титул и в этом году, заняв поул-позицию на первом этапе чемпионата мира в Монако. В гонке он лидировал, но после нескольких ударов об ограждение подвеска не выдержала, и Кларку пришлось заехать в боксы на тридцать шестом круге. К девяносто третьему (из ста) кругу ему удалось выйти на второе место, но вскоре двигатель на его "Lotus" отказал, и Кларк был квалифицирован лишь четвертым с четырехкруговым отставанием от победителя - Грэхема Хилла на BRM. Товарищ Хилла по команде Ричи Джинтер, хотя и стал вторым, проиграл ему целый круг, а финишировавший третьим Питер Арунделл из "Lotus" - три круга. Хорошо показала себя команда "Brabham": ее основатель Джек Брэбхэм стартовал вторым, проиграв Кларку лишь 0,1 с, а Дэн Герни лидировал в середине гонки. К сожалению, оба они сошли из-за механических неисправностей. Примерно та же история повторилась и на втором этапе в Нидерландах: Герни стоял на поул-позиции, но гонку закончить не смог. Впрочем, соперничать с Кларком ему все равно не удалось бы - чемпион мира провел на первом месте все восемьдесят кругов гонки, и хоть как-то выдержать заданный им темп смог только Джон Сертиз, единственный, не отставший на финише на круг (Кларк опередил его на 53,6 с). Арунделл опять стал третьим, а Хилл - четвертым и после двух этапов вместе с Кларком возглавил чемпионат.
Третьим этапом был Гран При Бельгии, где Герни вновь стоял на поул-позиции, причем на этот раз он выиграл ее с солидным преимуществом - в 1,8 с - над стартовавшим вторым Хиллом. Со старта калифорниец ушел первым и после схода пытавшегося конкурировать с ним Сертиза уверенно возглавил пелотон. Однако на двадцать девятом круге из тридцати двух топливо в баках его "Brabham" стало кончаться, и Герни обогнали Хилл и Брюс Мак-Ларен, а чуть позже - задержавшийся на старте и поэтому отставший Кларк. Через два круга закончилось топливо и у Хилла, и Мак-Ларен, перехвативший лидерство, всерьез было вознамерился принести команде "Cooper" первую после Гран При Монако 1962 года победу, но топливный кризис перед самым финишем настиг и его; он смог медленно, экономно расходуя остатки топлива, доехать до финиша, но лишь вторым, пропустив вперед Кларка, неожиданно для самого себя одержавшего победу. Третьим финишировал Брэбхэм, четвертым - Джинтер (у этих двоих неприятностей не было). Хилл был квалифицирован пятым, а Герни - шестым.
По итогам трех гонок в чемпионате лидировал Кларк с 21 очком. Второе место занимал Хилл, имевший 14 очков, третье - Джинтер (9), четвертое - Арунделл (8). Пятое и шестое места делили Сертиз и Мак-Ларен с 6 очками каждый. В Кубке Конструкторов "Lotus" с 22 очками также начал отрываться от BRM с 15.
Герни после двух этапов, в которых он показал, на что способен, но в которых ему отчаянно не везло, имел всего одно-единственное очко. Но уже после Гран При Франции, четвертого этапа чемпионата, он ворвался в ряды лидеров, выиграв гонку, впервые для команды "Brabham". Хилл, пробившийся с тринадцатого места после разворота, стал вторым. Кларк вновь лидировал, но выбыл из борьбы после поломки двигателя на тридцать втором круге. Также сошел и Сертиз (на третьем круге). Третье место в этой гонке досталось Брэбхэму.
Гран При Великобритании в 1964 году впервые прошел на трассе Брандс Хэтч. Здесь Кларка не преследовали механические проблемы, и на его счету оказался score parfait. Хилл долго боролся с ним за победу и отстал на финише на 2,8 с, а вот ставший третьим Сертиз имел 1 мин 20,6 с отставания. Второй номер "Ferrari" Лоренцо Бандини стал пятым, вслед за Брэбхэмом, а экс-чемпион мира Фил Хилл на "Cooper" - шестым.
Кларк после пяти гонок имел 30 очков, а Хилл - 26. Их преимущество над остальными было очень велико: у Джинтера, Арунделла и Брэбхэма было по 11 очков, а Герни и Сертиз имели по 10, - и казалось, что третий год подряд только Кларк и Хилл будут оспаривать титул чемпиона. Но Сертиз показал, что готов вмешаться в эту борьбу, уверенно выиграв следующий этап - Гран При Германии. С ним пытались соревноваться Кларк и Герни, но Il Grande John оба раза возвращал себе лидерство. Кларк вскоре вообще сошел с отказавшим в очередной раз двигателем, а Герни финишировал только десятым с кругом отставания. Вторым в итоге стал Хилл, а третьим - Бандини. На этом же этапе в формуле 1 дебютировала японская команда "Honda", автомобилем которой управлял американец Ронни Бакнам. На старте он был двадцать вторым и последним, показав время, на 20 с худшее, чем предпоследний результат, а в гонке продержался до одиннадцатого круга, когда совершил ошибку и превратил машину в металлолом - сказывался недостаток опыта.
Следующим этапом чемпионата являлся первый Гран При Австрии, прошедший 23 августа на аэродроме в Цельтвеге. Поул-позицию (1 мин 09,8 с) занял Хилл, но для него, так же, как и для Сертиза, Герни, Кларка и многих других, гонка закончилась досрочно - на шестом круге вышел из строя распределитель зажигания. Сошли также Герни и Кларк - из-за поломок подвески (покрытие полос аэродрома было очень неровным), - и Сертиз - с отказавшим сцеплением. Из-за всех этих сходов лидером на сорок седьмом круге стал Бандини, который удержал эту позицию до финиша и выиграл единственный раз в своей карьере. Вторым стал Джинтер, отставший не так уж и намного - плюс 6,18 с. Третье место удерживал за собой Йохен Риндт, проводивший свою дебютную гонку в чемпионате мира за рулем "Brabham-BRM" Роба Уокера, но он тоже пострадал из-за качества покрытия (а, вернее, из-за отсутствия качества), и третьим стал Боб Андерсон, чье отставание от Бандини составило уже три круга. Остальные места в зачетной шестерке заняли: Тони Маггс на BRM команды "Centro Sud", Иннес Айрленд на BRP и Иоаким Бонньер, так же, как Риндт, выступавший за команду Уокера.
Чемпионат продолжился в Италии. Первая линия на стартовом поле была занята Сертизом (1 мин 37,4 с), Герни (1 мин 38,2 с) и Хиллом (1 мин 38,7 с); Кларка они оттеснили на четвертое место. Одного из этой тройки лидеров - Хилла - уже на старте вывело из борьбы сгоревшее сцепление, и за победу долго вели борьбу Герни и Сертиз, почти тридцать раз в ходе гонки обгонявшие друг друга. Тем временем Кларк сумел пройти Мак-Ларена в борьбе за третье место и стал приближаться к лидерам, но в очередной раз сошел - опять двигатель! Досрочно закончилась гонка и для Герни, а Мак-Ларен, вышедший благодаря этому на второе место, уже более чем на минуту отставал от Сертиза, который спокойно довел гонку до победного конца. Третьим стал Бандини.
В США выигравшего квалификацию Кларка ждал очередной сход, и основная борьба за победу шла между Хиллом, Сертизом и Герни. Последний прекратил гонку из-за утечки масла, и Хилл победил, опередив Сертиза и Йозефа Зифферта из команды Уокера. Перед последней гонкой в Мексике Кларк все еще имел 30 очков, в то время как Хилл и Сертиз - 39 и 34 соответственно. Лидерство в Кубке Конструкторов захватила "Ferrari" с 43 очками, но у BRM было всего на одно меньше. На победу все еще могла рассчитывать и команда "Lotus", несмотря на серию неудач Кларка в четырех гонках подряд: у нее на счету было 36 очков, а в случае победы Кларка на десятом этапе стало бы 43, но при четырех победах против трех у "Ferrari". У "Brabham", чьи машины столько же отличались своей быстротой, сколько и ненадежностью, было только 21 очко в командном зачете.
Поул-позицию в Мексике, на последнем этапе чемпионата, занял Кларк (1 мин 57,24 с), который и захватил лидерство со старта. Сертиз, мотор которого в начале гонки стал давать перебои, отстал, но его интересы защищал Бандини. Когда Хилл после безнадежно проигранного старта пробился на третье место, гарантировавшее ему титул, Бандини в борьбе за это место на тридцать первом круге вытолкнул его с трассы (говорят, что Хилл не забыл этого случая и напомнил о нем Бандини, прислав ему на Новый Год книжку правил дорожного движения). В гонке же за Кларком не успевал никто - его преимущество над Герни составляло около 20 с, - но за семь кругов до финиша началась утечка масла, и он сбавил скорость, надеясь все же финишировать первым. Но не удалось - на последнем круге двигатель скончался совсем. Из соискателей чемпионской короны на трассе остался лишь Сертиз, но третьего места, на котором он шел, было недостаточно: чтобы выиграть чемпионат, ему нужно было финишировать хотя бы вторым. Эту позицию занимал Бандини, который перед самым финишем догадался пропустить Сертиза вперед (опять "командная тактика"!), и в общем зачете Сертиз опередил Хилла на одно очко, при том, что Хилл имел общую сумму на одно больше. Кубок Конструкторов также достался "Ferrari" - BRM в Мексике очков не досталось, а Майк Спенс на "Lotus" стал только четвертым. Команда Джека Брэбхэма, хотя и получила сразу девять очков, не смогла опередить "Lotus" и осталась четвертой.
Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Сертиз |
"Ferrari-158" |
40 |
2 |
Г. Хилл |
BRM-P261 |
39 |
3 |
Д. Кларк |
"Lotus-Climax-33" |
32 |
4 |
Л. Бандини |
"Ferrari-158" |
23 |
5 |
Р. Джинтер |
BRM-P261 |
23 |
6 |
Д. Герни |
"Brabham-Climax-BT11" |
19 |
7 |
Б. Мак-Ларен |
"Cooper-Climax-T73" |
13 |
8 |
П. Арунделл |
"Lotus-Climax-33" |
11 |
9 |
Д. Брэбхэм |
"Brabham-Climax-BT11" |
11 |
10 |
Й. Зифферт |
"Brabham-BRM-BT11" |
7 |
|
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Ferrari-158" |
45 |
2 |
BRM-P261 |
42 |
3 |
"Lotus-Climax-33" |
37 |
4 |
"Brabham-Climax-BT11" |
33 |
5 |
"Cooper-Climax-T73" |
16 |
6 |
"Brabham-BRM-BT11" |
7 |
7 |
BRP-BRM-2 |
5 |
8 |
"Lotus-BRM-25" |
3 |
|
|
|