Хроника чемпионатов: 1962 год
XIII чемпионат мира
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Anglo-American" |
"Cooper-Climax-T53" |
И. Берджесс (GB) |
"Bowmaker" |
"Lola-Climax-4" |
Д. Сертиз (GB), Р. Сальвадори (GB) |
"Brabham" |
"Lotus-Climax-24",
"Brabham-Climax-BT3" |
Д. Брэбхэм (AUS) |
"Cooper" |
"Cooper-Climax-T53",
"-T55", "-T60" |
Б. Мак-Ларен (NZ), Т. Маггс (RSA), Т. Майер (USA) |
"John Dalton" |
"Lotus-Climax-18/21" |
Т. Шелли (NZ), К. Грин (GB) |
"Emeryson" |
"Lotus-Climax-18",
"Emeryson-Climax-1006" |
Д. Кэмпбелл-Джонс (GB), Т. Сеттембер (USA) |
"Excelsior" |
"Lotus-Climax-18" |
Д. Чамберлейн (USA) |
"Ferrari" |
"Ferrari-156" |
Ф. Хилл (USA), Д. Багетти (IT), Л. Бандини (IT),
В. Майресс (BELG), Р. Родригес (MEX) |
"Filipinetti" |
"Lotus-Climax-21", "Lotus-BRM-24",
"Porsche-718" |
Й. Зифферт (SWI), Х. Шиллер (SWI), Г. Вальтер (SWI) |
"Galloise" |
"Cooper-Climax-T53",
BRM-P48/57" |
Д. Льюис (GB) |
"Gilby" |
"Gilby-BRM" |
К. Грин (GB) |
"Jolly Club" |
"Lotus-Climax-18" |
Э. Принот (IT) |
"Lotus" |
"Lotus-Climax-24", "-25" |
Д. Кларк (GB), Т. Тэйлор (GB) |
"Maarsbergen" |
"Porsche-718", "-787",
"Emeryson-Climax-1006" |
К. Г. де Бофор (NL), Б. Пон (NL), В. Зайдель (D) |
"John Mecom" |
"Lotus-Climax-24" |
Р. Шродер (USA) |
"Nationale Belge" |
"Lotus-Climax-18/21", ENB-Maserati |
Л. Бьянки (BELG) |
"Nationale Suisse" |
"Lotus-Climax-21" |
Й. Зифферт (SWI) |
"Otelle Nucci" |
LDS-Alfa |
Д. Серруриер (RSA) |
"Owen" |
BRM-P48/57, -P57 |
Г. Хилл (GB), Р. Джинтер (USA), Б. Джонстон (RSA) |
"Porsche" |
"Porsche-718", "-804" |
Д. Герни (USA), И. Бонньер (SW), Ф. Хилл (USA) |
"Wolfgang Seidel" |
"Lotus-BRM-24" |
В. Зайдель (D), Г. Зайфферт (D), Д. Герни (USA) |
"Settecolli" |
"de Tomaso-OSCA" |
Р. Липпи (IT) |
"SSS Republica di Venezia" |
"Lotus-Climax-18/21", "-24",
"Porsche-718" |
Н. Ваккарелла (IT) |
"de Tomaso" |
"de Tomaso-F1" |
Н. Эстефано (ARG) |
"UDT Laystall" |
"Lotus-Climax-18/21", "-24",
"Lotus-BRM-24" |
И. Айрленд (GB), М. Грегори (USA) |
"Rob Walker" |
"Lotus-Climax-24" |
М. Тринтиньян (FR) |
"Zerex" |
"Lotus-Climax-24" |
Р. Пенске (USA) |
Частные автомобили: |
|
|
|
"Cooper-Alfa-T53" |
М. Харрис (NRHO) |
|
"Cooper-Climax-T53" |
Б. Колломб (FR), Х. Шарп (USA) |
|
"Cooper-Climax-T55" |
Д. Лав (RHO) |
|
"Lotus-Climax-18/21" |
Д. Эшмор (GB) |
|
"Lotus-Climax-21" |
Н. Ледерле (RSA), Э. Питерс (RSA), Д. Холл (USA) |
Выиграв чемпионат 1961 года за явным преимуществом, команда "Ferrari" продолжала почивать на лаврах и в следующем сезоне, даже не потрудившись модернизировать свою модель "-156". В то же время английские команды, потерпев сокрушительное поражение в прошедшем сезоне, резко активизировались: "Lotus" подготовил новую модель "-24", которая, однако, почти сразу же была заменена на революционную "-25", где вместо пространственной рамы из труб был дюралюминиевый монокок; в BRM, хотя и оставили "на вооружении" фактически прошлогодние шасси, оснастили их новыми двигателями собственной конструкции. Не следовало забывать про "Lola" и "Cooper", так же, как и про немцев из "Porsche"; ближе к концу сезона планировал вывести на старт собственный автомобиль Джек Брэбхэм. В общем, претендентов на победы было предостаточно, но "Ferrari", как показал сезон, в их число никак не входила.
Сезон начался гонкой в Нидерландах на трассе Зандвоорт. Поул-позицию занял Джон Сертиз на "Lola", с которым первый ряд разделили Грэхем Хилл и Джим Кларк. Последний возглавил было гонку, но очень скоро столкнулся с неисправностями и в итоге финишировал девятым с десятикруговым отставанием. Сертиз сошел еще раньше - на девятом круге, - и достойных соперников у Г. Хилла больше не осталось, если не считать его американского однофамильца и действующего чемпиона мира Фила Хилла, который один круг лидировал, а финишировал в итоге третьим. Второе место занял Тревор Тэйлор на "Lotus-24".
Следующий этап состоялся в Монако. Г. Хилл вновь лидировал, преодолев в начале гонки сопротивление Брюса Мак-Ларена, но за восемь кругов до финиша отказал двигатель, и Хиллу досталось в этой гонке только шестое место, а выиграл Гран При тот же Мак-Ларен, на 1,3 с опередивший Ф. Хилла. В результате после двух этапов сложилась уникальная ситуация, когда турнирную таблицу возглавляли два Хилла, имевших по 10 очков. Третье место занимал Мак-Ларен с 9 очками, следом шли Тэйлор (6 очков) и Лоренцо Бандини (4).
Третий этап прошел в Бельгии. В квалификации первые три места заняли: Г. Хилл (3 мин 57,0 с), Мак-Ларен (3 мин 58,8 с) и Тэйлор (3 мин 59,3 с). Хиллу, однако, удалось провести во главе пелотона только один-единственный круг: уже на втором его обошел Тэйлор. Этот, впрочем, также недолго пробыл лидером, так как к четвертому кругу сзади прорвался стартовавший шестым Вилли Майресс и обогнал его. Тревор все же не сдавался, и борьба шла до двадцать пятого круга, когда "Lotus" и "Ferrari" столкнулись в Blanchimont. Майресс получил травму, Тэйлор остался цел и невредим. Но еще раньше, на девятом круге, эту пару обошел Кларк, стартовавший только двенадцатым из-за неисправностей в квалификации и методично пробивавшийся вперед. Гонка закончилась его победой с преимуществом над Г. Хиллом 44,1 с. "Ferrari" Ф. Хилла и Рикардо Родригеса пересекли финишную черту третьей и четвертой с интервалом в 0,1 с.
Чемпионат продолжился во Франции. Первые двадцать девять кругов лидерство удерживал Г. Хилл, пока не столкнулся с Джеком Льюисом и не оказался позади Кларка. Джим пробыл лидером всего лишь три круга - не выдержала подвеска, - и Хилл снова вышел вперед. Но трасса в Руане оказалась несчастливой и для него: сход из-за отказа системы впрыска топлива. В итоге выиграл Дэн Герни на "Porsche"; эта победа так и осталась единственной в формуле 1 для немецкой марки. Вторым, проиграв Герни круг, стал Тони Маггс на "Cooper", третьим (-2 круга) - Ричи Джинтер на BRM. Следом за Джинтером финишировали Мак-Ларен и Сертиз, а шестым стал Карел Годен де Бофор на "Porsche" собственной команды.
Первые четыре гонки сезона выиграли четыре гонщика, представляющие четыре разные команды. Лидером чемпионата с 16 очками был Г. Хилл; его американский однофамилец с 14 очками занимал второе место, но больше в этом сезоне он очков не получил: "Ferrari", еще кое-как державшаяся вблизи к лидерам в начале сезона, уже начала безнадежно отставать. Мак-Ларен имел 12 очков, Кларк и Герни - по 9. В Кубке Конструкторов команды шли так же плотно: BRM с 20 очками, "Cooper" с 17, "Lotus" с 15, "Ferrari" с 14 и "Porsche" с 12. "Lola" пока отставала - на счету этой марки было только 7 очков.
Первым, кто смог одержать вторую победу в чемпионате, стал Кларк, на счету которого на Гран При Великобритании был score parfait - поул-позиция, лучший круг в гонке и победа; вдобавок ко всему Джим пробыл лидером все 75 кругов. Сертиз, отстав на 49,8 с, занял второе место, Мак-Ларен (+1 мин 44,8 с) - третье, а лидер чемпионата финишировал лишь четвертым. Затем чемпионат переехал в Германию, на трассу Нюрбургринг. Здешняя квалификация преподнесла настоящую сенсацию, когда первым, выиграв у Хилла ровно три секунды, стал Герни. Со старта калифорниец начал было отрываться от шедших следом Хилла и Сертиза, но тут в его автомобиле сорвался с креплений аккумулятор и начал буквально носиться по полу кокпита. Единоборствуя со взбесившимся аккумулятором, Герни не смог поддерживать тот же темп, и когда ему наконец удалось прижать беглеца ногой, отставание составляло почти двадцать секунд. Дэн сделал все возможное, чтобы сократить его, и на финише проиграл Хиллу лишь 4,4 с, а Сертизу - 1,9. Кларк, задержавшийся на старте, сделал в ходе гонки невероятный прорыв вперед, опередив семнадцать соперников, однако догнать тройку лидеров не смог и стал четвертым. Здесь же, на Нюрбургринге, состоялся дебют команды "Brabham": ее основатель и единственный гонщик был на старте двадцать четвертым, проиграв Герни 1 мин 34,4 с (!), и сошел на девятом круге.
По итогам шести Гран При Г. Хилл был лидером чемпионата с 28 очками. Кларк отставал от него на семь, что было не так уж и много, особенно учитывая тот факт, что Хилл получил очки в пяти этапах, а Кларк - только в трех. Но уже после Гран При Италии отрыв вырос до угрожающих размеров - 15 очков. В Монце Кларк занял поул-позицию, но, во-первых, Хилл проиграл ему лишь 0,03 с, а во-вторых, до финиша Джим не добрался из-за поломки коробки передач на тринадцатом круге. Хилл лидировал все 86 кругов, опередив Джинтера на 24,8 с, и приписал к своему счету 8 очков (одновременно из зачетных результатов было вычтено шестое место в Монако). Кларк, однако, все еще не терял надежды на победу в чемпионате и в острой борьбе с Хиллом, несмотря на проблемы со сцеплением, выиграл Гран При США. Хилл проиграл ему 9,2 с, Мак-Ларен с кругом отставания стал третьим, а четвертое место занял Брэбхэм, набрав первые три очка для своей команды.
Перед последним этапом в ЮАР Хилл имел 39 очков, в то время как Кларк - 30. В зачет шли пять лучших результатов, и у Хилла это были три победы и два вторых места; это означало, что Хилл получит очки в зачет чемпионата, только победив в Ист-Лондоне. Кларк же набрал свои тридцать очков за четыре раза, и все девять очков за победу в ЮАР пошли бы ему в зачет. В этом случае у обоих было бы по 39 очков, но Кларк имел бы четыре победы, а Хилл - три, то есть чемпионом стал бы Кларк. Третье место в чемпионате занимал Мак-Ларен с 24 очками, четвертое - Сертиз с 19. Не был решен и вопрос о победителе Кубка Конструкторов - у BRM было 39 очков, а у "Lotus" - 36. "Cooper" с 27 очками уже не мог претендовать даже на второе место, но зато не мог и потерять третье - у "Lola" было 19 очков, а в случае ее победы на последнем этапе было бы 26.
Заключительный этап чемпионата состоялся необычно поздно - 29 декабря. Кларк доминировал в тренировках и квалификации и уже со старта возглавил гонку. Хилл явно не выдерживал заданного им темпа, так же, впрочем, как и двигатель "Climax" на автомобиле самого Кларка. Утечка масла за двадцать кругов до финиша привела к сходу шотландца, и Хилл с этого момента официально считался чемпионом мира. Он выиграл гонку и прибавил еще три очка к своему счету. Два "Cooper" - Мак-Ларена и Маггса - плотной парой финишировали вторым и третьим. Команда BRM выиграла свой единственный Кубок Конструкторов.
Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Г. Хилл |
BRM-P57 |
42 |
2 |
Д. Кларк |
"Lotus-Climax-25" |
30 |
3 |
Б. Мак-Ларен |
"Cooper-Climax-T60" |
27 |
4 |
Д. Сертиз |
"Lola-Climax-4" |
19 |
5 |
Д. Герни |
"Porsche-804" |
15 |
6 |
Ф. Хилл |
"Ferrari-156" |
14 |
7 |
Т. Маггс |
"Cooper-Climax-T60" |
13 |
8 |
Р. Джинтер |
"BRM-P57" |
10 |
9 |
Д. Брэбхэм |
"Lotus-Climax-24",
"Brabham-Climax-BT3" |
9 |
10 |
Т. Тэйлор |
"Lotus-Climax-24" |
6 |
|
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
BRM-P57 |
42 |
2 |
"Lotus-Climax-24", "-25" |
36 |
3 |
"Cooper-Climax-T60" |
29 |
4 |
"Lola-Climax-4" |
19 |
5 |
"Porsche-804" |
18 |
6 |
"Ferrari-156" |
18 |
7 |
"Brabham-Climax-BT3" |
6 |
8 |
"Lotus-BRM-24" |
1 |
|
|
|