Хроника чемпионатов: 1950 год
I чемпионат мира
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Alfa-Romeo" |
"Alfa-Romeo-158", "-159" |
Д. Фарина (IT), Х. М. Фанхио (ARG), Л. Фаджоли (IT), К. Санези (IT),
Р. Парнелл (GB), П. Таруффи (IT) |
"Ambrosiana" |
"Maserati-4CL", "-4CLT/48" |
Д. Марри (GB), Д. Хэмпшир (GB), Р. Парнелл (GB) |
"Belge" |
"Talbot-Lago-T26C" |
Д. Клаэс (BELG) |
"Bleue" |
"Talbot-Lago-T26C" |
Г. Шелл (USA), Л. Розье (FR) |
"Ferrari" |
"Ferrari-125", "-166", "-275", "-375" |
А. Аскари (IT), Л. Виллорези (IT), Р. Соммер (FR), Д. Серафини (IT) |
"Joe Fry" |
"Maserati-4CL" |
Д. Фрай (GB), Б. Шэйв-Тэйлор (GB) |
"Horschell" |
"Cooper-JAP-T12" |
Г. Шелл (USA) |
"Maserati" |
"Maserati-4CLT/48" |
Л. Широн (MON), Ф. Рол (IT) |
"TASO Mathieson" |
ERA-E |
Л. Джонсон (GB) |
"Milano" |
"Maserati-Milano-4CLT/50",
"Milano" |
Ф. Бонетто (IT), Д. Комотти (IT) |
"Enrico Plate" |
"Maserati-4CLT/48", "-4CLT/50" |
Э. де Граффенрид (SWI), Б Бира (THAI) |
"Charles Pozzi" |
"Talbot-Lago-T26C" |
Ш. Поцци (FR), Л. Розье (FR) |
"Rosier" |
"Talbot-Lago-T26C",
"-T26C-GS" |
Л. Розье (FR), А. Луво (FR) |
"Simca-Gordini" |
"Simca-Gordini-T15" |
Р. Манзон (FR), М. Тринтиньян (FR) |
"Talbot" |
"Talbot-Lago-T26C",
"-T26C-DA", "-T26C-GS" |
И. Жиро-Кабанту (FR), Л. Розье (FR), Ф. Этанселин (FR), Э. Мартен (FR),
Э. Шабу (FR), П. Левег (FR), Р. Соммер (FR) |
"Achille Varzi" |
"Maserati-4CL",
"-4CLT/48", "-4CLT/50" |
Х. Ф. Гонсалес (ARG), А. Пиан (ARG), Н. Пагани (IT), А. Бранка (SWI) |
Частные автомобили: |
|
|
|
"Alta-GP" |
Д. Келли (GB), Д. Кроссли (GB) |
|
ERA-A |
Б. Джерард (GB) |
|
ERA-B |
Б. Джерард (GB), К. Харрисон (GB) |
|
ERA-E |
Т. Рольт (GB), П. Уокер (GB) |
|
"Ferrari-125" |
П. Уайтхед (GB) |
|
"Ferrari-Jaguar-166T" |
К. Биондетти (IT) |
|
"Maserati-4CL" |
А. Бранка (SWI) |
|
"Maserati-4CLT/48" |
П. Пич (D) |
|
"Talbot-Lago-T26C" |
" П. Левег (FR), Г. Майресс (FR), Р. Соммер (FR), Ф. Этанселин (FR) |
Решение о проведении чемпионатов мира по автогонкам в классе формула 1 было принято FIA в 1949 году по инициативе делегата от Италии Антонио Бривио Сфорца. Собственно класс формула 1 появился еще двумя годами ранее под названием формула A и предусматривал рабочий объем атмосферных двигателей 4500 см3, а оснащенных компрессором - 1500 см3; требования эти позволяли принимать в гонках формулы 1 автомобилям довоенной разработки, таким, как "Alfa-Romeo-158" или "Maserati-4CL", и первоначально имели срок действия до конца 1953 года. Система начисления очков была прямо противоположна тем, что использовались в чемпионатах мира среди марок в 1925-1927 и чемпионатах Европы в 1935-1939, наследником которых по сути и стал чемпионат в классе формула 1: там использовалась система "штрафных" очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по новому регламенту очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2; еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке. Чемпионом становился гонщик, набравший наибольшее количество очков. В зачет чемпионата шли четыре лучших результата из семи этапов, причем одним из них стала американская 500-мильная гонка в Индианаполисе - таким образом FIA решила попытаться свести вместе европейский и американский автоспорт, пути которых к тому времени уже успели несколько разойтись.
Первый чемпионат мира открылся 13 мая 1950 года гонкой на Гран При Великобритании на трассе Сильверстоун. Неожиданностей она не преподнесла: заводская команда "Alfa-Romeo", со своими автомобилями модели "-158" доминировавшая на гоночных трассах в послевоенные годы, не сплоховала и здесь. Три ее основных гонщика - Джузеппе Фарина, Хуан Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджоли - заняли первые три места на старте, а специально приглашенный британский гонщик Рег Парнелл дополнил первый ряд стартового поля. В гонке Парнелл, правда, не смог оказать сопротивления трем "Фа" и в итоге отстал от победителя на 52,0 с. Но стал он все же не четвертым, а третьим: Фанхио был вынужден сойти из-за поломки двигателя, и первым к финишу пришел Фарина, на 2,6 с опередивший Фаджоли. Остальные два места в зачетной пятерке достались гонщикам на французских "Talbot-Lago-T26C" - Иву Жиро-Кабанту и Луи Розье, - но они проиграли Фарине по два круга.
На следующем этапе - Гран При Монако 21 мая - уже на старте произошел большой завал, в результате которого из гонки сразу выбыло девять участников, в том числе Фарина и Фаджоли. В их отсутствие Фанхио, который, выиграв старт с поул-позиции, счастливо избежал всех коллизий, выиграл со средней скоростью 98,70 км/ч (эта гонка до сих пор остается самой медленной в истории чемпионатов мира). Второе место с кругом отставания занял итальянец Альберто Аскари, представлявший дебютировавшую здесь команду "Ferrari". Третьим стал знаменитый гонщик довоенных лет Луи Широн на заводской "Maserati", четвертым - Раймон Соммер на "Ferrari" (их отставание от Фанхио составило уже два и три круга соответственно).
Третьим этапом чемпионата официально считалась американская 500-мильная гонка в Индианаполисе. Но никто из основных участников чемпионата туда не приехал, и в Индианаполисе правили бал местные звезды. Гонку выиграл Джонни Парсонс, получив девять очков в зачет чемпионата мира.
Затем состоялся Гран При Швейцарии, где трио гонщиков "Alfa-Romeo" снова царствовало на трассе. Уже привычно заняв первые три места в квалификации, а затем справившись с прорвавшимся на старте вперед со второго ряда Аскари, Фанхио, Фарина и Фаджоли уносились все дальше и дальше от остальных, во главе которых шли Аскари и Виллорези на "Ferrari". В итоге победил Фарина, Фаджоли стал вторым, отстав на 0,4 с, а вот Фанхио, как и в Сильверстоуне, не повезло: поломка двигателя. Сошли и оба гонщика "Ferrari", и третье место занял Розье. По итогам четырех этапов таблицу чемпионата возглавлял Фарина с 18 очками. У Фаджоли было 12, а у Фанхио - всего 9. Однако аргентинец не смирился с таким положением вещей и выиграл пятый этап, состоявшийся в Бельгии. Фаджоли вновь занял второе место, а третьим стал Розье. Лидер чемпионата, стартовав с поул-позиции, финишировал лишь четвертым, испытывая проблемы с трансмиссией на последних кругах. Некоторую интригу в гонку внес Соммер на "Talbot", лидировавший пять кругов после того, как гонщики "Alfa-Romeo" посетили боксы для дозаправки. К несчастью, француз вынужден был прекратить борьбу: сгорел двигатель на его автомобиле.
Шестой этап во Франции вновь окончился победой Фанхио, на счету которого здесь был и лучший круг. Фаджоли в третий раз подряд финишировал вторым, а третье место занял Питер Уайтхед на новой "Ferrari-375" с атмосферным двигателем, дебютировавшей на прошлом этапе в Спа-Франкоршамп (он, однако, был частным гонщиком, а сама "Scuderia Ferrari" в Реймсе отсутствовала). Что до Фарины, то он сначала шел первым, затем проблемы с подачей топлива отбросили его далеко назад. Джузеппе сумел прорезать пелотон и выйти на третье место, но лишь для того, чтобы вскоре сойти окончательно.
После шести гонок в чемпионате сложилась следующая ситуация: Фанхио имел 26 очков, Фаджоли - 24, Фарина - 22. Только эти три гонщика могли оспаривать между собой титул чемпиона мира: у Розье на четвертом месте было только 10 очков.
Чемпионат заканчивался Гран При Италии в Монце. Во второй раз в сезоне в первый ряд стартового поля прорвался гонщик на автомобили иной марки, нежели "Alfa-Romeo": первым был в Монако Хосе Фройлан Гонсалес на "Maserati", а в Монце Аскари за рулем "Ferrari" показал в квалификации второй результат. Со старта гонку возглавил Фарина, постоянно отбивавший атаки Аскари. Альберто даже сумел на два круга выйти вперед. Фанхио шел на третьем месте, показав лучший круг в гонке, но сошел на двадцать четвертом круге из-за поломки коробки передач. Тремя кругами раньше сошел и Аскари. Оба они продолжили гонку: Фанхио - на автомобиле Пьеро Таруффи, а Аскари - Дорино Серафини. Но если Аскари удалось финишировать на втором месте, то Фанхио вскоре окончательно сошел: сгорел двигатель. Фарина выиграл гонку, опередив Аскари на 1 мин 18,6 с, и стал первым чемпионом мира в классе формула 1. Третьим, вслед за экипажем Аскари-Серафини, финишировал Фаджоли, однако к своему счету он ничего не прибавил - его 24 очка были получены за четыре вторых места - и, таким образом, стал третьим, имея общую сумму очков на одно больше, чем занявший второе место Фанхио. Зачета Кубка Конструкторов в те годы не существовало, но, если бы он проводился, то победителем стала бы с большим отрывом команда "Alfa-Romeo".
Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут четыре лучших результата из семи гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Фарина |
"Alfa-Romeo-158" |
30 |
2 |
Х. М. Фанхио |
"Alfa-Romeo-158" |
27 |
3 |
Л. Фаджоли |
"Alfa-Romeo-158" |
24 |
4 |
Л. Розье |
"Talbot-Lago-T26C" |
13 |
5 |
А. Аскари |
"Ferrari-375" |
11 |
6 |
Д. Парсонс |
"Kurtis-Offenhauser" |
9 |
7 |
Б. Холланд |
"Deidt-Offenhauser" |
6 |
8 |
Б Бира |
"Maserati-4CLT/48" |
5 |
9 |
Р. Парнелл |
"Alfa-Romeo-158",
"Maserati-4CLT/48"" |
4 |
10 |
Л. Широн |
"Maserati-4CLT/48" |
4 |
11 |
М. Роуз |
"Deidt-Offenhauser" |
4 |
12 |
П. Уайтхед |
"Ferrari-375" |
4 |
|
|
|