ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Формула 1: оглавление, чемпионы

 Чемпионы
Nigel Mansell  

Найджел Эрнест Мэнселл

Дата рождения: 8 Августа, 1953
Гражданство: Великобритания
Годы в F1: 1980-1995
Был пилотом в команде(ах): Лотус, Вильямс, Феррари, Макларен

 


ЧМ Старты Победы Подиумы Поулы Первый
Ряд
Лучшие круги Очки в ЧМ Очки в ЧМ (new)*
1992 187 31 59 32 56 30 482 501

Слишком долго все смеялись над усатым лордом-полисменом. Над его сомнительным чувством юмора, над полным безразличием англичанина к настройке и доводке автомобиля. Над чудовищными ошибками на трассе, наконец. Но и любили за то же самое: за подчеркнутую «некартинность» и неудачливость.

Найджел Мэнселл родился 8 августа 1953 года в Англии, в местечке Upton-on-Severn. После окончания инженерного колледжа он поступил на работу в компанию “Lucas Aerospace”. Надо сказать, что навыки, приобретенные им в колледже и на работе, здорово пригодились ему в карьере гонщика. Вся его биография состоит из борьбы с неудачами. Но он верил, что с помощью упорства и преданности можно свернуть горы.

В 15 лет Мэнселл успешно дебютировал в британских соревнованиях по картингу. Невероятное количество чемпионских званий необходимо перечислить. С 1969 по 1976 – чемпион «Middle England championship», чемпион Уэльса 1970 и 1971 года, чемпион северной Англии в 1972 году, чемпион Англии в 1973 году.

В 1976 году он впервые сел за руль одноместного болида. Его пригласила команда Lucas «Формулы-Форд 1600». И в первой – же гонке, в Mallory Park - победил. Из семи гонок того сезона он выиграл пять. А уже на следующий год выиграл 20 заездов из 27. Серьезная авария в Brands Hatch закончилась почти трагически. Травма позвоночника и больничная койка. Врачи объявили, что он никогда больше не сядет за руль гоночного автомобиля, а если поднимется с кровати без их разрешения, то останется на всю жизнь парализованным. Через пять дней он встал, написал расписку и поехал домой. Через месяц с небольшим он снова сел за руль.

В 1978 году он должен был принять участие в соревнованиях «Формулы-3». Ввиду отсутствия спонсоров Найджелу и его жене Розанне пришлось продать квартиру. Но сезон не ладился. Болид «March» явно не мог конкурировать с соперниками, но его усилия на трассе и стиль вождения привлекли внимание Колина Чепмена, менеджера «Лотус». А в июне он был признан «гоночной надеждой года» в Великобритании.

В сентябре 1979, прямо перед участием в тестах «Лотуса» он попал в тяжелую аварию, в результате «тарана» его машины Де Чезарисом в чемпионате «Формулы-3». Машина Мэнселла перевернулась, и он сломал позвонок. Вторая травма позвоночника за два года не остановила его. На следующий день, находясь в больнице, он заявил Чепмену «Это не проблема. Я буду на тестах в Пол-Ришаре!» И сдержал свое слово. К тому времени его упорство уже становилось легендарным.

В 1980 году Найджел впервые принял участие в трех гонках чемпионата «Формулы-1». Это были три последние гонки сезона, в Австрии, Голландии и Сан-Марино. В первом же этапе он вынужден был терпеть боль химических ожогов спины из-за пролившегося топлива. Просто заправщик не увидел краев бака, и топливо хлынуло на водительское сиденье. Но его страдания закончились на 40-м круге, когда сгорел мотор его «Lotus Cosworth DFV 81B». Две другие гонки тоже не принесли ему успеха. Но в команду Мэнселл попал и следующие четыре сезона отработал полностью. Несколько неудачный опыт старта в «Ф-1» укрепил его дружбу с Чепменом. Но машина была не очень надежна и из 12 гонок 1981 года, только в 6-ти он не сошел по техническим причинам. В Канаде была авария, а оставшиеся пять принесли ему восемь очков, что для «Лотуса» было очень не плохо.

Следующий, 1982 год, Найджел снова провел в борьбе с болидом. Снова лишь в семи гонках из 11-ти он смог добраться до финиша. Семь очков. А борьбу за чемпионство вели Кеке Росберг, Дидье Пирони, Джон Ватсон и Алан Прост. Знаменитые пилоты знаменитых команд. Кто тогда мог угадать в молодом англичанине будущего чемпиона. Но тогда, в 1982-м, его ожидал еще большой удар. 16 декабря Чепмен умер от сердечного приступа. Сезон 1983 года он, оставшись без друга и наставника, он закончил с 10 очками.

В 1984 году на трассе в Далласе Найджел заработал свою первую поул-позишн. И надо же такому случится, что в нескольких метрах от финишной черты (за три круга до финиша) у его «Лотуса» закончился бензин. Менселлу пришлось вылезти из машины и толкать ее руками. Жара, в конечном счете, так подействовала на него, что он потерял сознание. Редкое, для «Ф-1» зрелище. Это переполнило чашу терпения гонщика, и когда Френк Вильямс пригласил его в свою команду, он с радостью согласился. Так что сезон 1985 года Найджел начинал в новой команде. Его партнером стал финский гонщик, чемпион мира Кеке Росберг. И Мэнселл на «Williams Honda FW10» одержал свои первые победы в «Формуле-1». На «Гран-при Европы» в Brands Hatch и в Южной Африке на трассе Kyalami. Было еще второе место в Спа. Наконец-то и на его улице наступил праздник. Он занял шестое место в чемпионате, а его более опытный партнер – третье. Надо сказать, что тогдашние машины были гораздо мощнее нынешних. ФИА еще не начало своей идиотской борьбы со скоростью. Турбомоторы изрыгали языки пламени и запросто превышали мощность в 1000 лошадиных сил. Но мы отвлеклись.

Мэнселл становился пилотом, от которого ждали побед. И хотя официально первым пилотом на следующий, 1986 года, сезон был приглашен Нельсон Пике, по количеству побед Найджел превосходил своего напарника. В 1986 году он победил в пяти гонках, а в 1987 году – в шести. Но титул чемпиона ускользал от него в последнее мгновение. В 1986, в последней гонке на «Гран-при Австралии» ему нужно было набрать всего одно очко. Но ошибка в выборе командой «Вильямс» резины сделала чемпионом Проста. В 1987-м он опять лишь второй, пропустив Нельсона Пике на первую строчку чемпионата. Но не пропустив Сенну и Проста, хотя в пяти гонках он был вынужден прекратить борьбу из-за механических проблем. Но по окончании сезона «Хонда» решила разорвать контакт с «Вильямсом» и на болид поставили двигатель «Judd». И это не замедлило сказаться на результатах. Сейчас трудно себе это представить, но лишь в двух гонках (в Сильверстоуне и Хересе) Найджел смог добраться до финиша. Оба раза на втором месте. Девятое место в чемпионате и 12 очков. (Партнером его тогда был Рикардо Патрезе, так он занял 10-е место и набрал 8 очков). Но это был сумасшедший сезон. Ведь Сенна и Прост выступали в одной команде, и на неудачу Мэнселла никто не обратил внимания. Найджел твердо решил уйти из «Вильямс». Его с удовольствием приняли в «Феррари».

Он победил в первом «Гран-при Бразилии» 1989 года, на новом «Ferrari 640». Машина вела себя не очень надежно, но если уж Мэнселл добирался до финиша, то никак не ниже третьего места. В Венгрии, стартовав с двенадцатой позиции, он смог одержать замечательную победу, обогнав на финише Сенну. «Я только что победил в самом красивом заезде» – заявил англичанин после финиша.

Казалось бы, руководству Феррари можно только завидовать - в ее составе 1990 года были два опытных бойца, истинные корифеи гонок - трехкратный чемпион мира Ален Прост и Найджел Мэнселл, имевший к своим 36 годам 16 побед в 149 стартах. Поэтому для многих словно гром среди ясного неба прозвучало заявление Льва-Найджа (так звали британские "тиффози" своего кумира) об его уходе их команды и из гонок вообще. Сделано это было 15 июля на традиционной встрече с журналистами и болельщиками сразу же после восьмого этапа, проходившего на английской трассе Сильверстоун. Не особенно вдаваясь в подробности, Мэнселл объяснил свое решение, тем что на его уходе якобы настаивает жена Розанна, часто упрекавшая его в долгих отсутствиях и вынужденных разлуках. Заявление Найджелла прозвучало настолько твердо и убежденно, что на следующий день сенсационная новость попала на первые полосы всех крупнейших британских газет. Однако правдой оказалась лишь первая часть угрожающего высказывания - Мэнселл и в самом деле вынужден был уйти из Феррари и, как вскоре выяснилось, вновь вернулся в команду "Вильямс", за которую не без успеха выступал в 1985-1988 годах. Так что упреки Розанны были тут ни при чем. Истинные причины, думается, крылись именно в том, что двум медведям всегда непросто ужиться в одной берлоге, и рано или поздно кто-то из них, не выдерживая конкуренции, вынужденно покидает удобное логово. Дружеским отношениям, поначалу сложившимся между Аленом Простом и Найджелом Мэнселлом, не суждено было продлится долго. Черная кошка впервые перебежала между ними, когда на любезное приглашение простодушного англичанина провести вместе уик-энд за игрой в гольф в его загородной резиденции легендарный француз не слишком вежливо съязвил, что, мол, пока один (то есть он) в поте лица вкалывает от рассвета до заката на тренировочной трассе, другой едва закончив квалификационный заезд, тотчас же мчится к ближайшему гольф-клубу. Словом дружба не сложилась. И вскоре уязвленный Мэнселл публично охарактеризовал своего напарника по команде как человека "безжалостного" и "жестокого", а Прост в ответ обвинил умудренного опытом партнера в "элементарном непрофессионализме". Сор был вынесен из избы и мгновенно разнесен по всему белу свету неутомимой журналистской братией. Всем стало ясно, что оргвыводы последуют неизбежно и следующий сезон команда Феррари должна будет начать в новом составе. В конце сезона Френк Вильямс предложил Найджелу вернуться в свою команду. Тем более, что контракт о поставке моторов с фирмой «Рено» позволял надеяться на успех в чемпионате. Но на деле машина оказалась недостаточно надежна. Но свои пять побед он заработал честно. Это позволило ему единолично бороться с Сенной за победу. Но знаменитый бразилец оказался сильнее и Найджелл стал в третий раз вице-чемпионом мира и был награжден знаменитым Орденом Британской Империи. Все чувствовали – в следующем году Мэнселл выиграет. Так и случилось. За зимние каникулы Вильямсу удалось создать надежный и мощный болид и книга рекордов Гиннесса дрогнула!

Первые пять гонок 1992 года принесли Найджеллу пять поул-позишн и 50 очков. В 14 из 16 гонок он стоял на поул-позишн и в девяти пришел первым. За пять этапов до конца чемпионата победитель был уже ясен. Итог был просто невероятным. Он набрал 108 очков, почти в два раза обогнав своего товарища по команде и второго в чемпионате Рикардо Патрезе (у того было 56 очков). А 13 сентября, в Монце, он объявил, что уходит из «Формулы-1» из-за невозможности договориться с Френком Вильямсом. Дело в том, что Френк, несмотря на невероятный успех Мэнселла решил, в середине сезона, снизить его зарплату. И хотя потом все было улажено Найджел своего решения не изменил. После такого сезона он мог себе позволить уйти. Там же он заявил, что подписал контракт на выступление в мировой серии «Индикар» за команду Newman-Haas.

Сезон 1993 в Индикаре начался просто прекрасно. Поул-позишн в первой гонке на Австралийской трассе «Surfers-Paradise». Знаменитые пилоты «Инди» Эмерсон Фитипальди и партнер Мэнселла Марио Андретти на пресс-конференции после квалификации были очень удивлены. А уж когда Мэнселл победил. Он стал первым и пока единственным, кто выиграл дебютную гонку в «Индикаре». Но непривычность машины и трассы все-таки сказались. Вторая гонка была на овальной трассе в Фениксе и Найджел врезался в стену. Авария была очень тяжелой. Все подумали, что он испугается овальных трасс, но он выиграл их все, кроме Феникса и Индианаполиса – в Милуоке, Мичиган, Новом Гемпшире и Назарете. Знаменитые «500 миль Индианаполиса» тоже почти поддались ему. Он долго был первым, но из-за незначительного контакта со стеной немного повредил передний спойлер и пришел третьим. Уже после победы в Назарете стало ясно, что он выиграл. Новичок Мэнселл «пришел, увидел, победил» в чемпионате «Индикар».
Но следующий сезон сложился не блестяще. Несколько изменился регламент соревнований и, может быть, дала себя знать усталость, ведь победы в двух самых престижных гоночных чемпионатах подряд требуют очень большой и серьезной работы. А потом ему шел 41 год и пора было подумывать об окончании гоночной карьеры. В сезоне 1994 года он занял восьмое место в «Инди». Френк Вильямс, потерявший всякую надежду на успех после гибели Айртона Сенны, пригласил его в качестве гостя, выступить в четырех гонках. В двух он сошел из-за поломки машины, в одной пришел четвертым, а в последней гонке сезона «Гран-при Австралии» победил. В 1995-м его пригласил на две гонки «Макларен», но он к тому времени почти закончил гоночную карьеру, и выступил неудачно. Да и столкновение с Ирвайном в Имоле (Эдди буквально вышиб его с трассы) сказалось на его здоровье. Казалось, на этом гоночная биография Мэнселла закончилась. Но 20 марта 1998 года агенством Reuters было распространено сенсационное сообщение. "Найджел возвращается!!!" В нем говорилось, что английский чемпион "Формулы-1" и "Инди" будет участвовать в чемпионате British touring car за команду Ford Mondeo.

"Все думали, что я ушел насовсем, но я просто был в отпуске и создавал свой бизнес", - сказал 44-летний Мэнселл. Первая гонка состоится в Donington Park 14 июня.Он будет участвовать в гонках в Brands Hatch 31 августа и Silverstone 20 сентября. Может все только начинается ...

Результат для команды Williams
 Дата  Трасса Квалификация  Гонка
13 октября 1994 Adelaide 1-й  1-й

27 сентября 1992 Estoril 1-й  1-й
30 августа 1992 Spa Francorchamps 1-й  2-й
16 августа 1992 Hungaroring 2-й  2-й
26 июля 1992 Hockenheim 1-й  1-й
12 июля 1992 Silverstone 1-й  1-й
05 июля 1992 Magny-Cours 1-й  1-й
31 мая 1992 Monte Carlo 1-й  2-й
17 мая 1992 Imola 1-й  1-й
03 мая 1992 Barcelona 1-й  1-й
05 апреля 1992 Interlagos 1-й  1-й
22 марта 1992 Mexico City 1-й  1-й
01 марта 1992 Kyalami 1-й  1-й

03 октября 1991 Adelaide 3-й  2-й
29 сентября 1991 Barcelona 2-й  1-й
08 сентября 1991 Monza 2-й  1-й
11 августа 1991 Hungaroring 3-й  2-й
28 июля 1991 Hockenheim 1-й  1-й
14 июля 1991 Silverstone 1-й  1-й
07 июля 1991 Magny-Cours 4-й  1-й
16 июня 1991 Mexico City 2-й  2-й
12 мая 1991 Monte Carlo 5-й  2-й
Результат для команды Ferrari
 Дата  Трасса Квалификация  Гонка
04 октября 1990 Adelaide 3-й  2-й
30 сентября 1990 Jerez 3-й  2-й
23 сентября 1990 Estoril 1-й  1-й
24 июня 1990 Mexico City 4-й  2-й
10 июня 1990 Montreal 7-й  3-й

27 августа 1989 Spa Francorchamps 6-й  3-й
13 августа 1989 Hungaroring 12-й  1-й
30 июля 1989 Hockenheim 3-й  3-й
16 июля 1989 Silverstone 3-й  2-й
09 июля 1989 Paul Ricard 3-й  2-й
26 марта 1989 Jacarepagua 6-й  1-й
Результат для команды Williams
 Дата  Трасса Квалификация  Гонка
02 октября 1988 Jerez 3-й  2-й
10 июля 1988 Silverstone 11-й  2-й

18 октября 1987 Mexico City 1-й  1-й
27 сентября 1987 Jerez 2-й  1-й
06 сентября 1987 Monza 2-й  3-й
16 августа 1987 Osterreichring 2-й  1-й
12 июля 1987 Silverstone 2-й  1-й
05 июля 1987 Paul Ricard 1-й  1-й
03 мая 1987 Imola 2-й  1-й

21 сентября 1986 Estoril 2-й  1-й
07 сентября 1986 Monza 3-й  2-й
10 августа 1986 Hungaroring 4-й  3-й
27 июля 1986 Hockenheim 6-й  3-й
13 июля 1986 Brands Hatch 2-й  1-й
06 июля 1986 Paul Ricard 2-й  1-й
15 июня 1986 Montreal 1-й  1-й
25 мая 1986 Spa Francorchamps 5-й  1-й
13 апреля 1986 Jerez 3-й  2-й

19 октября 1985 Kyalami 1-й  1-й
06 октября 1985 Brands Hatch 3-й  1-й
15 сентября 1985 Spa Francorchamps 7-й  2-й
Результат для команды Lotus
 Дата  Трасса Квалификация  Гонка
26 августа 1984 Zandvoort 12-й  3-й
20 мая 1984 Dijon-Prenois 6-й  3-й

25 сентября 1983 Brands Hatch 3-й  3-й

21 марта 1982 Jacarepagua 14-й  3-й

17 мая 1981 Zolder 10-й  3-й
АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей