Формула 1: оглавление, чемпионы
Чемпионы |
Найджел Эрнест Мэнселл Дата рождения: 8 Августа, 1953
| ||||||||||||||||||||
|
Слишком долго все смеялись над усатым лордом-полисменом. Над его сомнительным чувством юмора, над полным безразличием англичанина к настройке и доводке автомобиля. Над чудовищными ошибками на трассе, наконец. Но и любили за то же самое: за подчеркнутую «некартинность» и неудачливость.
Найджел Мэнселл родился 8 августа 1953 года в Англии, в местечке Upton-on-Severn. После окончания инженерного колледжа он поступил на работу в компанию “Lucas Aerospace”. Надо сказать, что навыки, приобретенные им в колледже и на работе, здорово пригодились ему в карьере гонщика. Вся его биография состоит из борьбы с неудачами. Но он верил, что с помощью упорства и преданности можно свернуть горы.
В 15 лет Мэнселл успешно дебютировал в британских соревнованиях по картингу. Невероятное количество чемпионских званий необходимо перечислить. С 1969 по 1976 – чемпион «Middle England championship», чемпион Уэльса 1970 и 1971 года, чемпион северной Англии в 1972 году, чемпион Англии в 1973 году.
В 1976 году он впервые сел за руль одноместного болида. Его пригласила команда Lucas «Формулы-Форд 1600». И в первой – же гонке, в Mallory Park - победил. Из семи гонок того сезона он выиграл пять. А уже на следующий год выиграл 20 заездов из 27. Серьезная авария в Brands Hatch закончилась почти трагически. Травма позвоночника и больничная койка. Врачи объявили, что он никогда больше не сядет за руль гоночного автомобиля, а если поднимется с кровати без их разрешения, то останется на всю жизнь парализованным. Через пять дней он встал, написал расписку и поехал домой. Через месяц с небольшим он снова сел за руль.
В 1978 году он должен был принять участие в соревнованиях «Формулы-3». Ввиду отсутствия спонсоров Найджелу и его жене Розанне пришлось продать квартиру. Но сезон не ладился. Болид «March» явно не мог конкурировать с соперниками, но его усилия на трассе и стиль вождения привлекли внимание Колина Чепмена, менеджера «Лотус». А в июне он был признан «гоночной надеждой года» в Великобритании.
В сентябре 1979, прямо перед участием в тестах «Лотуса» он попал в тяжелую аварию, в результате «тарана» его машины Де Чезарисом в чемпионате «Формулы-3». Машина Мэнселла перевернулась, и он сломал позвонок. Вторая травма позвоночника за два года не остановила его. На следующий день, находясь в больнице, он заявил Чепмену «Это не проблема. Я буду на тестах в Пол-Ришаре!» И сдержал свое слово. К тому времени его упорство уже становилось легендарным.
В 1980 году Найджел впервые принял участие в трех гонках чемпионата «Формулы-1». Это были три последние гонки сезона, в Австрии, Голландии и Сан-Марино. В первом же этапе он вынужден был терпеть боль химических ожогов спины из-за пролившегося топлива. Просто заправщик не увидел краев бака, и топливо хлынуло на водительское сиденье. Но его страдания закончились на 40-м круге, когда сгорел мотор его «Lotus Cosworth DFV 81B». Две другие гонки тоже не принесли ему успеха. Но в команду Мэнселл попал и следующие четыре сезона отработал полностью. Несколько неудачный опыт старта в «Ф-1» укрепил его дружбу с Чепменом. Но машина была не очень надежна и из 12 гонок 1981 года, только в 6-ти он не сошел по техническим причинам. В Канаде была авария, а оставшиеся пять принесли ему восемь очков, что для «Лотуса» было очень не плохо.
Следующий, 1982 год, Найджел снова провел в борьбе с болидом. Снова лишь в семи гонках из 11-ти он смог добраться до финиша. Семь очков. А борьбу за чемпионство вели Кеке Росберг, Дидье Пирони, Джон Ватсон и Алан Прост. Знаменитые пилоты знаменитых команд. Кто тогда мог угадать в молодом англичанине будущего чемпиона. Но тогда, в 1982-м, его ожидал еще большой удар. 16 декабря Чепмен умер от сердечного приступа. Сезон 1983 года он, оставшись без друга и наставника, он закончил с 10 очками.
В 1984 году на трассе в Далласе Найджел заработал свою первую поул-позишн. И надо же такому случится, что в нескольких метрах от финишной черты (за три круга до финиша) у его «Лотуса» закончился бензин. Менселлу пришлось вылезти из машины и толкать ее руками. Жара, в конечном счете, так подействовала на него, что он потерял сознание. Редкое, для «Ф-1» зрелище. Это переполнило чашу терпения гонщика, и когда Френк Вильямс пригласил его в свою команду, он с радостью согласился. Так что сезон 1985 года Найджел начинал в новой команде. Его партнером стал финский гонщик, чемпион мира Кеке Росберг. И Мэнселл на «Williams Honda FW10» одержал свои первые победы в «Формуле-1». На «Гран-при Европы» в Brands Hatch и в Южной Африке на трассе Kyalami. Было еще второе место в Спа. Наконец-то и на его улице наступил праздник. Он занял шестое место в чемпионате, а его более опытный партнер – третье. Надо сказать, что тогдашние машины были гораздо мощнее нынешних. ФИА еще не начало своей идиотской борьбы со скоростью. Турбомоторы изрыгали языки пламени и запросто превышали мощность в 1000 лошадиных сил. Но мы отвлеклись.
Мэнселл становился пилотом, от которого ждали побед. И хотя официально первым пилотом на следующий, 1986 года, сезон был приглашен Нельсон Пике, по количеству побед Найджел превосходил своего напарника. В 1986 году он победил в пяти гонках, а в 1987 году – в шести. Но титул чемпиона ускользал от него в последнее мгновение. В 1986, в последней гонке на «Гран-при Австралии» ему нужно было набрать всего одно очко. Но ошибка в выборе командой «Вильямс» резины сделала чемпионом Проста. В 1987-м он опять лишь второй, пропустив Нельсона Пике на первую строчку чемпионата. Но не пропустив Сенну и Проста, хотя в пяти гонках он был вынужден прекратить борьбу из-за механических проблем. Но по окончании сезона «Хонда» решила разорвать контакт с «Вильямсом» и на болид поставили двигатель «Judd». И это не замедлило сказаться на результатах. Сейчас трудно себе это представить, но лишь в двух гонках (в Сильверстоуне и Хересе) Найджел смог добраться до финиша. Оба раза на втором месте. Девятое место в чемпионате и 12 очков. (Партнером его тогда был Рикардо Патрезе, так он занял 10-е место и набрал 8 очков). Но это был сумасшедший сезон. Ведь Сенна и Прост выступали в одной команде, и на неудачу Мэнселла никто не обратил внимания. Найджел твердо решил уйти из «Вильямс». Его с удовольствием приняли в «Феррари».
Он победил в первом «Гран-при Бразилии» 1989 года, на новом «Ferrari 640». Машина вела себя не очень надежно, но если уж Мэнселл добирался до финиша, то никак не ниже третьего места. В Венгрии, стартовав с двенадцатой позиции, он смог одержать замечательную победу, обогнав на финише Сенну. «Я только что победил в самом красивом заезде» – заявил англичанин после финиша.
Казалось бы, руководству Феррари можно только завидовать - в ее составе 1990 года были два опытных бойца, истинные корифеи гонок - трехкратный чемпион мира Ален Прост и Найджел Мэнселл, имевший к своим 36 годам 16 побед в 149 стартах. Поэтому для многих словно гром среди ясного неба прозвучало заявление Льва-Найджа (так звали британские "тиффози" своего кумира) об его уходе их команды и из гонок вообще. Сделано это было 15 июля на традиционной встрече с журналистами и болельщиками сразу же после восьмого этапа, проходившего на английской трассе Сильверстоун. Не особенно вдаваясь в подробности, Мэнселл объяснил свое решение, тем что на его уходе якобы настаивает жена Розанна, часто упрекавшая его в долгих отсутствиях и вынужденных разлуках. Заявление Найджелла прозвучало настолько твердо и убежденно, что на следующий день сенсационная новость попала на первые полосы всех крупнейших британских газет. Однако правдой оказалась лишь первая часть угрожающего высказывания - Мэнселл и в самом деле вынужден был уйти из Феррари и, как вскоре выяснилось, вновь вернулся в команду "Вильямс", за которую не без успеха выступал в 1985-1988 годах. Так что упреки Розанны были тут ни при чем. Истинные причины, думается, крылись именно в том, что двум медведям всегда непросто ужиться в одной берлоге, и рано или поздно кто-то из них, не выдерживая конкуренции, вынужденно покидает удобное логово. Дружеским отношениям, поначалу сложившимся между Аленом Простом и Найджелом Мэнселлом, не суждено было продлится долго. Черная кошка впервые перебежала между ними, когда на любезное приглашение простодушного англичанина провести вместе уик-энд за игрой в гольф в его загородной резиденции легендарный француз не слишком вежливо съязвил, что, мол, пока один (то есть он) в поте лица вкалывает от рассвета до заката на тренировочной трассе, другой едва закончив квалификационный заезд, тотчас же мчится к ближайшему гольф-клубу. Словом дружба не сложилась. И вскоре уязвленный Мэнселл публично охарактеризовал своего напарника по команде как человека "безжалостного" и "жестокого", а Прост в ответ обвинил умудренного опытом партнера в "элементарном непрофессионализме". Сор был вынесен из избы и мгновенно разнесен по всему белу свету неутомимой журналистской братией. Всем стало ясно, что оргвыводы последуют неизбежно и следующий сезон команда Феррари должна будет начать в новом составе. В конце сезона Френк Вильямс предложил Найджелу вернуться в свою команду. Тем более, что контракт о поставке моторов с фирмой «Рено» позволял надеяться на успех в чемпионате. Но на деле машина оказалась недостаточно надежна. Но свои пять побед он заработал честно. Это позволило ему единолично бороться с Сенной за победу. Но знаменитый бразилец оказался сильнее и Найджелл стал в третий раз вице-чемпионом мира и был награжден знаменитым Орденом Британской Империи. Все чувствовали – в следующем году Мэнселл выиграет. Так и случилось. За зимние каникулы Вильямсу удалось создать надежный и мощный болид и книга рекордов Гиннесса дрогнула!
Первые пять гонок 1992 года принесли Найджеллу пять поул-позишн и 50 очков. В 14 из 16 гонок он стоял на поул-позишн и в девяти пришел первым. За пять этапов до конца чемпионата победитель был уже ясен. Итог был просто невероятным. Он набрал 108 очков, почти в два раза обогнав своего товарища по команде и второго в чемпионате Рикардо Патрезе (у того было 56 очков). А 13 сентября, в Монце, он объявил, что уходит из «Формулы-1» из-за невозможности договориться с Френком Вильямсом. Дело в том, что Френк, несмотря на невероятный успех Мэнселла решил, в середине сезона, снизить его зарплату. И хотя потом все было улажено Найджел своего решения не изменил. После такого сезона он мог себе позволить уйти. Там же он заявил, что подписал контракт на выступление в мировой серии «Индикар» за команду Newman-Haas.
Сезон 1993 в Индикаре начался просто прекрасно. Поул-позишн в первой гонке на Австралийской трассе «Surfers-Paradise». Знаменитые пилоты «Инди» Эмерсон Фитипальди и партнер Мэнселла Марио Андретти на пресс-конференции после квалификации были очень удивлены. А уж когда Мэнселл победил. Он стал первым и пока единственным, кто выиграл дебютную гонку в «Индикаре». Но непривычность машины и трассы все-таки сказались. Вторая гонка была на овальной трассе в Фениксе и Найджел врезался в стену. Авария была очень тяжелой. Все подумали, что он испугается овальных трасс, но он выиграл их все, кроме Феникса и Индианаполиса – в Милуоке, Мичиган, Новом Гемпшире и Назарете. Знаменитые «500 миль Индианаполиса» тоже почти поддались ему. Он долго был первым, но из-за незначительного контакта со стеной немного повредил передний спойлер и пришел третьим. Уже после победы в Назарете стало ясно, что он выиграл. Новичок Мэнселл «пришел, увидел, победил» в чемпионате «Индикар».
"Все думали, что я ушел насовсем, но я просто был в отпуске и создавал свой бизнес", - сказал 44-летний Мэнселл. Первая гонка состоится в Donington Park 14 июня.Он будет участвовать в гонках в Brands Hatch 31 августа и Silverstone 20 сентября. Может все только начинается ...
Результат для команды Williams | |||
Дата | Трасса | Квалификация | Гонка |
13 октября 1994 | Adelaide | 1-й | 1-й |
|
|||
27 сентября 1992 | Estoril | 1-й | 1-й |
30 августа 1992 | Spa Francorchamps | 1-й | 2-й |
16 августа 1992 | Hungaroring | 2-й | 2-й |
26 июля 1992 | Hockenheim | 1-й | 1-й |
12 июля 1992 | Silverstone | 1-й | 1-й |
05 июля 1992 | Magny-Cours | 1-й | 1-й |
31 мая 1992 | Monte Carlo | 1-й | 2-й |
17 мая 1992 | Imola | 1-й | 1-й |
03 мая 1992 | Barcelona | 1-й | 1-й |
05 апреля 1992 | Interlagos | 1-й | 1-й |
22 марта 1992 | Mexico City | 1-й | 1-й |
01 марта 1992 | Kyalami | 1-й | 1-й |
|
|||
03 октября 1991 | Adelaide | 3-й | 2-й |
29 сентября 1991 | Barcelona | 2-й | 1-й |
08 сентября 1991 | Monza | 2-й | 1-й |
11 августа 1991 | Hungaroring | 3-й | 2-й |
28 июля 1991 | Hockenheim | 1-й | 1-й |
14 июля 1991 | Silverstone | 1-й | 1-й |
07 июля 1991 | Magny-Cours | 4-й | 1-й |
16 июня 1991 | Mexico City | 2-й | 2-й |
12 мая 1991 | Monte Carlo | 5-й | 2-й |
Результат для команды Ferrari | |||
Дата | Трасса | Квалификация | Гонка |
04 октября 1990 | Adelaide | 3-й | 2-й |
30 сентября 1990 | Jerez | 3-й | 2-й |
23 сентября 1990 | Estoril | 1-й | 1-й |
24 июня 1990 | Mexico City | 4-й | 2-й |
10 июня 1990 | Montreal | 7-й | 3-й |
|
|||
27 августа 1989 | Spa Francorchamps | 6-й | 3-й |
13 августа 1989 | Hungaroring | 12-й | 1-й |
30 июля 1989 | Hockenheim | 3-й | 3-й |
16 июля 1989 | Silverstone | 3-й | 2-й |
09 июля 1989 | Paul Ricard | 3-й | 2-й |
26 марта 1989 | Jacarepagua | 6-й | 1-й |
Результат для команды Williams | |||
Дата | Трасса | Квалификация | Гонка |
02 октября 1988 | Jerez | 3-й | 2-й |
10 июля 1988 | Silverstone | 11-й | 2-й |
|
|||
18 октября 1987 | Mexico City | 1-й | 1-й |
27 сентября 1987 | Jerez | 2-й | 1-й |
06 сентября 1987 | Monza | 2-й | 3-й |
16 августа 1987 | Osterreichring | 2-й | 1-й |
12 июля 1987 | Silverstone | 2-й | 1-й |
05 июля 1987 | Paul Ricard | 1-й | 1-й |
03 мая 1987 | Imola | 2-й | 1-й |
|
|||
21 сентября 1986 | Estoril | 2-й | 1-й |
07 сентября 1986 | Monza | 3-й | 2-й |
10 августа 1986 | Hungaroring | 4-й | 3-й |
27 июля 1986 | Hockenheim | 6-й | 3-й |
13 июля 1986 | Brands Hatch | 2-й | 1-й |
06 июля 1986 | Paul Ricard | 2-й | 1-й |
15 июня 1986 | Montreal | 1-й | 1-й |
25 мая 1986 | Spa Francorchamps | 5-й | 1-й |
13 апреля 1986 | Jerez | 3-й | 2-й |
|
|||
19 октября 1985 | Kyalami | 1-й | 1-й |
06 октября 1985 | Brands Hatch | 3-й | 1-й |
15 сентября 1985 | Spa Francorchamps | 7-й | 2-й |
Результат для команды Lotus | |||
Дата | Трасса | Квалификация | Гонка |
26 августа 1984 | Zandvoort | 12-й | 3-й |
20 мая 1984 | Dijon-Prenois | 6-й | 3-й |
|
|||
25 сентября 1983 | Brands Hatch | 3-й | 3-й |
|
|||
21 марта 1982 | Jacarepagua | 14-й | 3-й |
|
|||
17 мая 1981 | Zolder | 10-й | 3-й |
АВТОНОВОСТИ | АВТОЮРИСТ | АВТОСПОРТ | ТЕСТ-ДРАЙВ | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
ФОТО АВТО | ||||
Главная ::
В избранное ::
Карта сайта ::
Контакт Copyright © 2006- При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна. |