ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Формула 1: оглавление

 Команды



Jordan Гран-При




Год основания: 1983
Основатель: Eddie Jordan
F1 Дебют: Гран-При США 1991
Гран-при: 197
Мировые чемпионы: 0
Кубок конструкторов: 0
Победы: 3
Поул-позиции: 2
Быстрейшие круги: 2
Очки: 261
Глава команды: Eddie Jordan
Конструкторы: Mike Gascoyne (1998-2000)
Eghbal Hamidy (2001)
Gary Anderson (1991-1998, 2002-2003)
2002 тест-пилот: Marcel Lasee
Адрес: Jordan Гран-При
Buckingham Road
Silverstone, Towcester
Northamptonshire
NN12 8TN, England
Web-сайт: http://www.jordangp.com/


 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ JORDAN EJ13/FORD COSWORTH RS1
Шасси Фиброкарбон, сотовый композит
Коробка передач Jordan, 7 скоростей
Сцепление AP
Колеса BBS, спецификация Jordan
Вес 600 кг с пилотом
Общая длина 4600 мм
Общая высота 950 мм
Колесная база 3000 мм
Передняя колея 1500 мм
Задняя колея 1418 мм
Мотор Ford Cosworth RS1
Шины Bridgestone


 ИСТОРИЯ КОМАНДЫ

Известна задача об улитке, ползущей вверх по дереву. Днем она преодолевает три метра, но ночью сползает на два метра вниз, и, таким образом, ее продвижение к вершине дерева сильно замедляется. Спрашивается: через какое время улитка окажется на вершине?

История команды "Jordan" в формуле 1 чрезвычайно напоминает эту злополучную улитку: после удачного для команды периода, когда она находится в одном шаге от лидеров, неминуемо происходит спад, и все приходится начинать сначала. Вообще "Jordan" - символ непостоянства в формуле 1, и не только из-за своих спортивных результатов. За одиннадцать лет участия в чемпионатах мира на автомобилях команды применялось шесть марок двигателей, в отдельных сезонах за команду выступало до шести гонщиков, а быстрота, с которой машины команды меняли окраску, уже стала притчей во языцех. Не меняется только одно - постоянное "подвешенно-промежуточное" положение между лидерами и середняками. Иногда "Jordan" ближе к тем, иногда - к другим, но с полным правом отнести команду к одной из этих групп никак не удается - каждый последующий сезон начисто разрушает все впечатления от предыдущего.

На пути к формуле 1 (1980-1990)

Впервые Эдди Джордан задумался о карьере гонщика в 1970 году, когда случайно увидел соревнования картингистов. Скромный банковский служащий не стал долго раздумывать и через три года победил в чемпионате Ирландии. Потом он продвинулся дальше - в формулы "Ford" и "Atlantic". Уверенно выиграв последнюю серию в 1978 году, он перешел в британскую формулу 3. Это уже был тот класс гоночных автомобилей, к гонщикам которого присматриваются менеджеры команд формулы 1. Эдди тоже однажды принял участие в тестах "McLaren", но серьезно рассчитывать на попадание в "высший класс" он не мог по одной простой причине - возраст. Эдди начал слишком поздно, и ко времени прихода в формулу 3 ему было уже за тридцать. Сам Джордан тоже это понимал, а поэтому после сезона 1980 года повесил свой шлем на гвоздь и стал пробиваться в формулу 1 (а именно она была его целью) другим путем - в качестве владельца вновь основанной команды "Eddie Jordan Racing".

Начинать пришлось все с той же формулы 3. Попытки участия в международном чемпионате в этом классе успеха не принесли, а вот в британском первенстве команда стала одним из фаворитов. Три раза гонщики Эдди Джордана становились вторыми: в 1983 - Мартин Брандл, на следующий год - Аллен Берг, а в 1986 - Маурицио Сандро Сала. После того, как в 1987 году Джонни Херберт принес "Eddie Jordan Racing" долгожданное первое место, настало время покорять следующую ступень - формулу 3000. В сезоне-88 Херберт попал в тяжелую аварию в Брандс Хэтч, но зато другой гонщик Эдди Джордана - Мартин Доннелли - стал третьим в чемпионате. А в 1989 году пришла и победа, которую одержал Жан Алези. После этого Эдди Джордан решился сделать последний шаг - в формулу 1. Сезон 1990 года в формуле 3000 был уже не столь важен для него, поэтому и выступила команда не так ярко, как в прошлом году - Эдди Ирвайн стал третьим, а Хайнц-Харальд Френтцен - шестнадцатым.

Вверх и вниз (1991-1993)

Для проектирования своего первого шасси формулы 1 Эдди Джордан пригласил конструктора Гэри Андерсона, с которым познакомился в 1986 году во время гонки в Бирмингеме. Самостоятельным проектированием гоночных автомобилей Гэри до этого не занимался и поэтому не решился создавать какую-либо революционную конструкцию. Его задачей было сделать для "Jordan" простой, надежный, и, главное, дешевый автомобиль - ведь, даже несмотря на то, что Джордану удалось найти спонсоров - "Fujifilm" и "PepsiCo", бюджет команды составил всего 6 млн. фунтов - просто крохи по сравнению с теми суммами, которыми располагали лидеры. Поэтому Андерсон, взяв за основу прошлогодний "Williams-FW13B", основательно переработал его, снабдив несколькими оригинальными разработками вроде переднего антикрыла нетрадиционной формы, и этим ограничился. Двигатель тоже подобрали простой, надежный и относительно недорогой - "Ford-Cosworth-HB", на две эволюции старше того, что стоял на "Benetton". Эдди Джордан хотел присвоить новому автомобилю индекс "-911", но тут в дело вмешалась фирма "Porsche", обвиняя "Jordan" в использовании принадлежащего им обозначения. Эдди не захотел влезать в скандал накануне дебюта и изменил индекс на "-191". Это, правда, ввело его в солидные расходы - весь рекламный материал к тому времени был уже готов, и пришлось все печатать заново. Пилотировать "Jordan-Ford-191" в сезоне 1991 года предстояло Андреа де Чезарису, для которого "Jordan" стал очередным краткосрочным пристанищем, уже восьмым по счету, и Бертрану Гашо, за рулем "Coloni" в прошлом году бывшему одним из главных аутсайдеров.

Дебют новой команды вышел весьма противоречивым: де Чезарис не смог пройти предквалификацию (а она для "Jordan", как для команды-дебютанта, была обязательна в первой половине сезона), но Гашо в то же время преодолел не только этот барьер, но и основную квалификацию, показав четырнадцатое время. Эпизод с де Чезарисом в Финиксе, правда, так и остался единственным в сезоне - в дальнейшем оба зеленых (в цветах "7up") автомобиля пробивались на старт в районе второй и иногда третьей десятки. В начале сезона де Чезариса и Гашо преследовали многочисленные сходы, но оба они были вознаграждены в Канаде, где финишировали четвертым и пятым. В принципе это можно было, конечно, посчитать случайностью - в той гонке сошли почти все представители команд-лидеров, - но через две недели в Мексике де Чезарис повторил свой результат, оставив за спиной представителей "Benetton", "Tyrrell", "Ligier" и других, а еще через три стал шестым в Маньи-Кур. В Великобритании его ждал сход, но очковую эстафету подхватил Гашо, ставший также шестым. И, наконец, в Хоккенхайме, как и в Монреале, оба гонщика вошли в зачетную шестерку - де Чезарис на пятом, а Гашо на шестом месте. В Гран При Венгрии последовало еще одно уникальное достижение - лучший круг в гонке, показанный Гашо. Благодаря этим успехам команда была освобождена от необходимости участвовать в предквалификации во второй половине сезона - с Эдди Джорданом и его гонщиками начинали считаться.

Но тут, как будет потом еще много раз, хороший период кончился, и начались неудачи. Сначала Гашо, повздорив в Лондоне с водителем такси, распылил ему в лицо содержимое газового баллончика и угодил в тюрьму. Занявший его место в Бельгии Михаэль Шумахер показал в квалификации отличное седьмое время, но сошел уже на первом круге, а де Чезарис, стартовавший одиннадцатым, вышел под конец гонки на вторую позицию, но покинул трассу за два круга до финиша. Потом произошла шумная история, в результате которой Шумахер отправился в "Benetton", а в кокпите второго "Jordan" оказался Роберто Морено. Бразилец стал девятым в квалификации в Монце, что было очень хорошо, но Эдди Джордан выместил на нем всю свою досаду по поводу потери Шумахера и быстро уволил его, заменив на Алессандро Занарди. Итальянец не показал ничего особенного, да и его соотечественник де Чезарис также больше не набирал очков. Везение кончилось, но команда все же удержалась на пятом месте в Кубке Конструкторов, куда она взлетела после Гран При Германии.

Неприятные новости для Джордана, впрочем, еще не закончились. Осенью оказалось, что команда влезла в солидные долги: вместо шести миллионов за сезон было истрачено около десяти! И вот тогда Эдди впервые во всем блеске проявил свою способность находить выход из любой ситуации. На 1992 год он заключил контракт с фирмой "Yamaha" о бесплатных (на правах партнера) поставках двигателей; кроме того, японцы пристроили в команду достаточно опытного и не обделенного талантом Стефано Модену, который после небезуспешного сезона в "Tyrrell-Honda" пользовался популярностью в Стране восходящего солнца. Необходимые для участия в чемпионате мира средства Джордану принесли и дружеские отношения с Роном Деннисом: при посредничестве последнего было заключено несколько спонсорских контрактов. При участии "McLaren" заполнилась и вторая пилотская вакансия - Айртон Сенна привел в "Jordan" своего главного соперника по бразильским картинговым чемпионатам начала 1980-х Маурицио Гужельмина.

Радикально измененная по сравнению с дебютным сезоном команда настроилась развивать достигнутые успехи, но вмести этого откатилась в ряды аутсайдеров: V-образные 12-цилиндровые японские двигатели, хотя и имели достаточно оригинальную конструкцию, оказались просто ужасными; добавила порядочно хлопот и семискоростная коробка передач, примененная Андерсоном на "-192". Поломки двигателей, трансмиссий и КПП продолжались весь сезон без малейшего просвета. С ненадежностью еще можно было смириться, если бы машины были достаточно быстрыми, но этим качеством они также не отличались. Гонщики не могли показать ничего сколько-нибудь достойного в таких условиях - за весь сезон автомобили "Jordan" (теперь уже сине-бело-красные) пересекали финишную черту всего девять раз, Модена четырежды не смог пройти квалификацию, и только в Австралии он все же сумел стать шестым и добыть для команды первое и последнее очко в сезоне.

Естественно, что после такого провала продолжения сотрудничества с "Yamaha" не последовало. Контракт с японской фирмой был разорван, и в 1993 году на "Jordan" появились моторы небольшой английской фирмы "Hart". Снова полностью сменился пилотский состав: теперь за "Jordan" должны были выступать Иван Капелли и Рубенс Баррикелло - самый молодой гонщик формулы 1 на тот момент. Уже на третьем этапе чемпионата - Гран При Европы в Донингтоне - он явился автором главной сенсации гонки. С двенадцатого места на стартовом поле Рубенс переместился на четвертое уже в течение первого круга. Впереди были только фавориты - Сенна, Прост и Хилл. Двое последних после двух третей дистанции также остались позади, и Баррикелло стал вторым. Спустя шесть кругов он заехал на пит-стоп и потерял одну позицию, но третье место теперь было ему, казалось, гарантировано, и лишь поломка бензонасоса за шесть кругов до финиша заставила его прекратить гонку. С этого Гран При и пошло расхожее мнение о Баррикелло, как о преемнике Сенны, и от него ждали соответствующих результатов. Однако в последующих Гран При Рубенс не смог показать ничего особенного, а очки получил только один раз - на Сузуке, где стал пятым.

Со вторым же пилотом была полная кутерьма. После того, как в Бразилии Капелли не смог пройти квалификацию, Эдди Джордан немедленно уволил его и усадил в кокпит Тьерри Бутсена. Бельгиец провел за "Jordan" десять гонок, но лучшее, чего он смог добиться - девятое место на Хунгароринге, и после Гран При Бельгии его постигла участь Капелли. В Монце и Эшториле за "Jordan" выступали итальянцы Марко Апичелла и Эммануэле Наспетти - оба показали двадцать третий результат в квалификации и оба не добрались до финиша. Наконец, на Сузуке место второго пилота занял Эдди Ирвайн и тут же показал, на что он способен: восьмой на старте (что явилось повторением лучшего результата Баррикелло во Франции) и шестой на финише. Даже разборка с Сенной, которого Ирвайн долго не пропускал вперед, когда Айртон обходил его на круг, не смогла помешать праздничному настроению Эдди Джордана - впервые за два с лишним года оба его пилота получили очки!

Но все же сезон 1993 года также был для "Jordan" неудачным - три очка и десятое место в Кубке Конструкторов были немногим лучше, чем одно очко и одиннадцатое место год назад. Зато теперь у команды были кое-какие перспективы - пара молодых многообещающих пилотов рано или поздно должна была себя показать.

Отвоеванные позиции (1994)

И она действительно показала! Вначале это относилось только к Баррикелло, для которого сезон начался совершенно фантастически: четвертое место в Бразилии и третье - в Гран При Пасифик (первый подиум "Jordan" в формуле 1). После этих двух гонок он шел на втором месте в чемпионате мира, а команда - на третьем в Кубке Конструкторов. И хотя было ясно, что столь высоким положением "Jordan" был во многом обязан многочисленным проблемам, царившим в "Williams", "Ferrari" и "McLaren", начало чемпионата выглядело серьезной заявкой на улучшение позиций по сравнению с двумя предыдущими сезонами. Ирвайн в это время не спешил демонстрировать свою быстроту, а вместо этого показал свое позже ставшее наиболее известным качество - создавать аварии на ровном месте. Сделал он это уже в Бразилии. На тридцать пятом круге гонки, когда он обгонял одного из аутсайдеров, его самого стал обходить слева Йос Верстаппен. Эдди этого не заметил и сам сдвинулся влево, вынуждая Верстаппена частично выехать на обочину. "Benetton" взлетел в воздух и свалился на "McLaren" ни в чем не повинного Мартина Брандла. Йос остался цел и невредим, но Ирвайн все же был дисквалифицирован на три гонки. Пока он отбывал наказание, заменивший его де Чезарис финишировал в Монако четвертым. Ирвайн вновь занял свое место в Испании и тут же приехал шестым.

Для Баррикелло же после Танаки дела складывались не лучшим образом. В Имоле он угодил в тяжелую аварию, на скорости более 200 км/ч врезавшись в стену в повороте Variante Bassa. К счастью, все закончилось для него гораздо более благополучно, чем для Ратценбергера и Сенны, однако выйти на старт он все же не смог. За семь следующих Гран При Баррикелло взял еще только три очка - финишировав пятым в Сильверстоуне и поднявшись на одну позицию вверх из-за дисквалификации Шумахера. Даже Гран При Бельгии, где Рубенс впервые стартовал с поул-позиции, отобрав ее у Шумахера буквально в самый последний момент, окончился для него впустую. Ирвайн также не набирал очков. И только пять последних этапов чемпионата были для "Jordan" удачными: четыре четвертых и одно пятое место довели счет команды до 28 очков, а это означало для нее, как и три года назад, пятое место в Кубке Конструкторов. В личном зачете Баррикелло стал шестым, обойдя четырех гонщиков команд "большой четверки" - о подобном успехе Эдди Джордан в прошлом году мог только мечтать. Его команда после двух лет в последних рядах наконец восстановила status quo - положение "на пороге высшего общества".

Хуже, чем ожидали (1995-1996)

Естественно, что главной задачей Джордана на 1995 год стало удержание достигнутого, а при возможности - и улучшение, поэтому межсезонье было заполнено для "Jordan" активной деятельностью. Прежде всего это относилось к смене двигателей - после окончания сезона 1994 года Эдди прекратил сотрудничество с "Hart" и мог выбирать между "Ford" (по старой дружбе с Флавио Бриаторе) и "Peugeot" - благодаря связям с Деннисом. Первый вариант выглядел гораздо предпочтительнее - как-никак, чемпионский мотор, - но выбор Джордана все же пал на "Peugeot". И не потому, что они были лучше (в 1994 французские двигатели отличались разве что зрелищными фейерверками почти в каждой гонке), а по прозаической финансовой причине - если контракт с "Ford" оговаривал только бесплатные поставки и обслуживание двигателей, то французы, желая найти своим моторам хоть какое-нибудь применение после разрыва с "McLaren", пообещали Джордану еще и приличные деньги от своего постоянного партнера - фирмы "Total". И это стало главной приманкой для Эдди, который про деньги никогда не забывает и умудряется доставать их откуда угодно.

Кстати, эта способность Эдди получила наглядные доказательства по ходу сезона. "Jordan", три последних сезона бывшие сине-красно-бело-зелеными, начали менять свои цвета почти в каждой гонке! В начале сезона, когда у команды появился новый титульный спонсор - "Total" вместо "Sasol", - преобладающими цветами были желтый и синий. Затем, когда стараниями Джордана стали появляться и исчезать многочисленные более мелкие спонсоры, машины сначала посинели, потом позеленели и в конце концов резко побелели. В итоге получилась примерно та же цветовая гамма, что и раньше.

А вот спортивными результатами похвастаться "Jordan" не мог. Модель "-195", сконструированная Андерсоном, отличалась необычно маленькими отверстиями боковых воздухозаборников, и всеобщее мнение было единодушным: мотор будет перегреваться! Но, как оказалось, по этой части у "Jordan-195" все нормально, а главным его недостатком был высоко расположенный центр тяжести. Такую проблему уже нельзя было решить по ходу сезона, так как для этого требовалось фактически разработать новое шасси. Поэтому к "Jordan" очень близко подтянулись "Ligier" и "Sauber", и в конце концов команда проиграла "Ligier" соревнование за пятое место в Кубке Конструкторов. За весь сезон Баррикелло и Ирвайн получили очки всего в шести гонках, причем почти половину (10 из 21) - в Гран При Канады, где из-за массовых сходов оба приехали на подиум (Баррикелло - второй, Ирвайн - третий). В остальных гонках оба не поднимались выше четвертой позиции (Баррикелло - на Нюрбургринге, Ирвайн - на Сузуке) и в итоге оказались не только за пределами первой шестерки, но даже и первой десятки.

Тем не менее способности Рубенса и Эдди были очевидны, и к концу сезона Жан Тодт предпринял попытку увести в "Ferrari" сначала Баррикелло, а когда тот по зрелом размышлении отказался играть вторую партию под боком у Шумахера, соблазнил Ирвайна. Эдди Джордан был, конечно, расстроен, но нашел достойную замену - Брандла, ездившего за "Eddie Jordan Racing" еще в британской формуле 3.

Новое шасси "-196", на котором предстояло выступать Баррикелло и Брандлу, отличалось приподнятым носом и раздельными воздухозаборниками для водяных и масляных радиаторов и в своей предсезонной бело-зеленой окраске смотрелось весьма изящно. Но еще до начала сезона Эдди Джордан вдобавок к "Total" раздобыл нового спонсора - табачную фирму "Benson&Hedges", - и на старт в Мельбурне вышли машины "радикально желтого цвета". Однако в таком виде в дождь или туман их легко можно было спутать с главными аутсайдерами сезона - "Forti", и в Монако "-196" появились, окрашенные в благородный цвет стареющей меди. Окраска эта больше не менялась, даже несмотря на то, что "Forti" довольно быстро стали зелено-белыми, а потом и вовсе исчезли со сцены.

Сезон 1996 года показал, что команда выглядит гораздо лучше, чем в 1995, в отдельных Гран При способна на равных бороться с "McLaren" и постоянно опережает главных прошлогодних конкурентов - "Ligier" и "Sauber". Баррикелло и Брандл взяли очки в девяти гонках, и пятое место в Кубке Конструкторов осталось за "Jordan", но у медали была и своя оборотная сторона. Если у "Sauber" был один подиум, а у "Ligier" - даже победа, пусть и совершенно случайные, то пилоты "Jordan" ни в одной гонке не сумели подняться выше четвертого места (в Аргентине, Великобритании и Италии). В общем, радужные весенние ожидания, подкрепленные отлично проведенной квалификацией в Бразилии (Баррикелло стал вторым, а Брандл - шестым) и не омраченные даже жуткой на вид аварией Брандла на старте Гран При Австралии, сбылись лишь наполовину.

"Jordan" начинает "кусаться" (1997)

Тем не менее две немаловажные составляющие успеха у команды уже были. Во-первых, надежный спонсор - "Benson&Hedges" (с 1997 года автомобили "Jordan", снова став желтыми, не перекрашивались ни разу). Во-вторых, отличный двигатель: с фантастической ненадежностью "Peugeot" было покончено, а по мощности французские моторы уступали разве что "Renault" и "Ferrari". Дело было разве что за пилотами, и здесь Эдди Джордану удалось совместить приятное с полезным, иными словами, найти хороших гонщиков, не забывая в то же время о деньгах, которые пилоты могли ему принести. Баррикелло был уволен из команды, а на его место пришел Ральф Шумахер. Одна только эта фамилия должна была привлечь к "Jordan" немецких спонсоров, а Ральф и в спортивном плане был далеко не безнадежен. Короче говоря, место первого пилота было занято уже окончательно.

Гораздо больше пришлось повозиться с напарником для Ральфа. Конечно, проще было бы оставить в команде Брандла, чтобы он стал тем же, что и в 1992 году при Шумахере-старшем - "играющим тренером". Но Эдди Джордан рассудил иначе, пригласив на тесты Эрика Кома, Жана-Кристофа Буйона и Эммануэля Коллара. Быстрее всех, в том числе и Ральфа Шумахера, оказался Буйон. А еще чуть позже в кокпит "Jordan" сел сам Найджел Мэнселл! Назревала сенсация, но возвращение Мэнселла в гонки так и не состоялось. И не столько из-за его результата (на девять секунд хуже времени Френтцена, лучшего во время той тестовой сессии), сколько по той же решающей для Джордана финансовой причине: как звезде, Мэнселлу пришлось бы платить солидные суммы. Оставалось выбирать между Брандлом и Буйоном, но вместо одного из них вторым пилотом на 1997 год стал Джанкарло Фисикелла. Являясь протеже Бриаторе, итальянец приносил с собой доплату от Флавио, которая и решила дело.

На презентации команды новое шасси - "Jordan-197" - поразило всех не техническими новшествами, а своей окраской - на носовом обтекателе была изображена в профиль морда какой-то змеи, причем явно не безобидной, так как вниз, на кронштейны переднего антикрыла, уходили устрашающей длины зубы. Еще одна деталь, соответствовавшая новому имиджу команды - надписи "Bitten&Hisses", заменявшие "Benson&Hedges" в тех странах, где табачная реклама запрещена. С некоторым приближением это можно перевести как "Кусается и шипит". Надписи оказались пророческими - в 1997 году "Jordan" начали довольно ощутимо "покусывать" соперников. В Аргентине Шумахер-младший финишировал третьим, а его напарник вполне мог бы также войти в шестерку, но Ральф в лучших традициях своего старшего брата выпихнул Фисикеллу на обочину. Джанкарло быстро отыгрался, став четвертым в Имоле и шестым - в Монако, в Испании показал лучший круг, а в Канаде повторил успех Ральфа - третье место. Младший Шумахер, став третьим в квалификации в Маньи-Кур, был на финише шестым, а затем выдал подряд еще три пятых места. Фисикелла все же был явно быстрее, что он блестяще доказал во второй половине сезона. В Хоккенхайме он стартовал вторым и был единственным, кто в гонке пытался бороться с Бергером. До финиша он так и не добрался - лопнула покрышка, - зато в Бельгии занял великолепное второе место. В общей сложности на его счету оказалось 20 очков и восьмое место в чемпионате, в то время как Ральф Шумахер с 13 очками разместился на одиннадцатом. Итого - 33 очка (в полтора раза больше, чем год назад) и вновь возвращенное пятое место в Кубке Конструкторов.

Шершни расправляют крылья (1998-1999)

В то же время существовали и факты, портившие Эдди Джордану настроение. Увидев, на что способен Фисикелла, Бриаторе вспомнил события 1991 года и, несмотря на то, что контракт Джанкарло действовал еще один сезон, увел его в "Benetton". На Ральфа Шумахера никто не польстился, и это было тем более обидно, что именно его контракт, памятуя об истории со старшим братом, Эдди Джордан составлял особенно тщательно. Вторым, и притом гораздо более печальным, был факт ухода "Peugeot" к Алену Просту. Взамен "Jordan" доставались японские двигатели "Mugen Honda" - тоже неплохие, но далеко не такие мощные. Новый "Jordan-198", помимо двигателя "Mugen Honda", мало отличался от своего предшественника, разве что изображением шершня вместо змеи (соответственно сменилась и "маскировочная" надпись - "Buzzin'Hornets", что значит "жужжащие шершни"). Занявший место Фисикеллы Дэмон Хилл, испытав новинку, не смог дать никакого вразумительного ответа на вопрос о ее качествах, и, как выяснилось, не зря. Чемпионат 1998 года начался для "Jordan" просто катастрофически: Ральф Шумахер часто заканчивал гонки уже в их начале, а Хилл, хотя и добирался до финиша, но за границами первой шестерки - опять падение с только что покоренных вершин! Единственным более или менее верным шансом получить несколько очков в первой половине сезона был сумасшедший Гран При Канады, где Хилл вышел было на второе место, но вынужден был прекратить гонку. Эдди Джордан рвал и метал и в середине сезона отправил Гэри Андерсона в отставку, взяв на его место пришедшего из "Tyrrell" Майка Гаскойна.

Все сразу переменилось, когда Гаскойн взялся за доводку "-198". В Сильверстоуне Шумахер-младший, за провинность отправленный на последнее место на старте, прорвался наконец в первую шестерку. На следующем этапе в Австрии он был уже пятым, а в Германии очки получили оба пилота - Хилл стал четвертым, Шумахер - шестым.

После Гран При Венгрии, где Хилл взял еще три очка, в Спа-Франкоршамп настал день триумфа Эдди Джордана. На старте Хилл стоял третьим, а в первом повороте вышел в лидеры, но его довольно быстро нагнал Михаэль Шумахер. "Jordan" - это все же не "Ferrari", и Хилл скоро остался позади. Но зато, когда Шумахер сошел, столкнувшись с Култхардом, Хилл снова стал лидером гонки и не отдавал этого места до самого финиша, а Ральф Шумахер стал вторым. Первая победа - и сразу же дубль! Теперь на счету команды было уже 26 очков, и это давало возможность побороться с имевшими по 33 "Williams" и "Benetton". Так и случилось - пять очков в Италии и три в Японии вывели команду на четвертое место в Кубке Конструкторов с 34 очками, всего на четыре позади "Williams". Теперь мало кто сомневался, что "Jordan" по плечу и более серьезные задачи.

В 1999 году на носу автомобилей команды по-прежнему красовался шершень. Верный своим B&H-традициям, Эдди Джордан заявил, что "-199" стал "Better and Harder" ("Лучше и сильнее") по сравнению с предшественником, дальнейшим развитием которого, по сути, и являлся. Место ушедшего в "Williams" Шумахера занял Хайнц-Харальд Френтцен. Ха-Ха тут же доказал, что оптимизм Джордана и его намерение подняться еще выше вполне обоснованы, став вторым в Австралии и третьим - в Бразилии. Затем, правда, последовал небольшой спад, во время которого Френтцену досталось только одно четвертое место в Монако, но в совершенно непредсказуемой гонке во Франции он вышел победителем: точный расчет необходимого количества топлива позволил ему не совершать пит-стоп незадолго до финиша, как это сделали Хаккинен и Баррикелло. И награда не заставила себя долго ждать - Эдди Джордан тут же заключил с Френтценом контракт и на следующий сезон.

Совсем не так дело обстояло с Хиллом. Экс-чемпион мира проигрывал напарнику подчистую, за первые семь гонок лишь однажды финишировав четвертым. "Возможно, я просто слишком стар для формулы 1", - грустно комментировал ситуацию Хилл, а затем объявил, что, возможно, Гран При Великобритании будет его последней гонкой. В ответ на это в Сильверстоуне все трибуны были желтого цвета, а когда Дэмон в середине гонки на один круг вышел вперед, в толпе произошел настоящий взрыв энтузиазма. Финишировал Хилл пятым, после чего, несколько приободренный, решил честно отработать свой контракт, разрушив тем самым надежды Йоса Верстаппена, которым Эдди Джордан хотел его заменить. В дальнейшем он, правда, ничего, кроме двух шестых мест, не показал и распрощался в формулой 1 на минорной ноте, в Японии сначала вылетев на обочину, а затем просто заехав в боксы, не желая продолжать ничего не обещавшую гонку.

Френтцен тем временем становился одним из лидеров сезона. Вслед за победой во Франции последовала серия из третьих и четвертых мест, а в Монце он выиграл после схода Хаккинена. Эта победа совершенно неожиданно ввела его в число соискателей титула чемпиона мира - отставание от Хаккинена и Ирвайна составляло всего десять очков! Френтцен вполне мог и еще приблизиться к ним: выиграв поул-позицию на Нюрбургринге, он возглавлял гонку и имел реальные шансы на победу, но сошел на тридцать третьем круге из-за отказа электроники, заглушившей двигатель. Драгоценные очки были потеряны, и в итоге Хайнц-Харальд стал третьим в чемпионате мира, практически в одиночку выведя "Jordan" на третье же место в Кубке Конструкторов с 61 очком.

"Укушенные герои" (2000-2001)

Несмотря на некоторые "внутрисезонные" спады, с 1996 по 1999 год команда неуклонно поднималась все выше и выше. Поэтому было совершенно логичным предположить, что в 2000 году "Jordan" замахнется на второе место в Кубке Конструкторов. Во всяком случае, именно это поставил задачей-максимум Эдди Джордан, представляя публике нового, до безобразия угловатого "шершня" "-EJ10" (в честь десятого сезона команды в формуле 1). Френтцена и его нового партнера Ярно Трулли Эдди, не скромничая, назвал "лучшей в мире парой пилотов". Но начался сезон, и стало ясно: "Jordan" в очередной раз после удачного периода терпит бедствие.

Нет, быстрота "Jordan" никуда не делась, и это доказывали, например, вторые места на старте в Сильверстоуне, Монте-Карло и Спа-Франкоршамп. Не хватало надежности! Сходы гонщиков "Jordan" по техническим причинам в тот момент, когда они претендовали если не на подиум, то хотя бы на очки, стали обычным явлением. Всего четыре раза за весь сезон оба пилота добирались до финиша, а вместе получили очки только в Бразилии (третье и четвертое место). Под конец чемпионата Френтцен провел еще одну отличную гонку в Индианаполисе, где также стал третьим, а вся середина сезона принесла "Jordan" жалкие шесть очков, причем самым унизительным было то, что взяты они были по одному - только за шестые места! Естественно, что никакой борьбы за второе и даже за третье место в Кубке Конструкторов не получилось. На четвертое место команда, правда, имела реальные шансы, но все же проиграла три очка "Benetton" и BAR и стала только шестой с 17 очками.

Чемпионат-2001 тоже не обещал стать для "Jordan" легким. Во всяком случае, перед началом сезона Эдди Джордан был настроен непривычно серьезно, и его можно было понять: еще один такой провал, как в сезоне-2000, и от него могли сбежать не только пилоты, но и новый партнер по поставке двигателей - "Honda". Гаскойн уже успел это сделать, связав свою дальнейшую судьбу с "Benetton"/"Renault". Его место технического директора занял Тим Холлоуэй, под руководством которого шло проектирование модели "-EJ11" - по утверждениям конструкторов, абсолютно нового автомобиля, который превосходил "-EJ10" практически во всем. Немалую роль в усовершенствовании машины мог сыграть и аэродинамик Эгбар Хамади, пришедший из "Arrows". Инженеры "Honda" обещали существенное улучшение характеристик двигателей по ходу сезона. Но в целом настроение в команде оптимистическим назвать было нельзя - слишком много поставлено на кон в 2001 году.

И еще один момент. Теперь с носовых обтекателей "Jordan" вместо шершня свирепо смотрела акула с кровожадно разинутой пастью. Пришлось придумывать и соответствующую маскировочную надпись. На этот раз в европейских Гран При желтые машины украсились словами "Bitten Heroes" - "Укушенные герои". И надо признать, что надпись эта, несмотря на ее необычность, как нельзя лучше отражала положение "Jordan" в формуле 1: действительно, как будто какая муха (шершень, акула?) укусила героев сезона-99. Чемпионат 2001 года стал для команды как бы повторением предыдущего, с той лишь разницей, что теперь скорости у желтых машин еще немного поубавилось, а ненадежность осталась прежней. После относительно удачного начала сезона, когда за пять первых этапов на счету "Jordan" оказались три четвертых и два пятых места, наступил период спада. На A1-Ринге оба автомобиля заглохли на старте; в Монте-Карло и Френтцен, и Трулли сошли из-за механических проблем; в Канаде Трулли опять не смог финишировать, а Френтцен, получивший во время аварии в пятничных тренировках легкое сотрясение мозга, был заменен на тест-пилота Рикардо Зонту. Бразилец смог финишировать - но только седьмым. На Нюрбургринге Ха-Ха вернулся за руль, но снова не добрался до финиша. В его контракте с Джорданом имелся необычный пункт: в случае, если гонщик не захочет продолжать сотрудничество, он имеет право уйти из команды в течение 24 часов после Гран При Европы. Не имея альтернативы, Френтцен вынужден был остаться. Зато Эдди Джордан, похоже, имел другое мнение: после бесславно закончившихся для Френтцена гонок в Маньи-Кур и Сильверстоуне Эдди уволил его из команды. Произошло это как раз перед Гран При Германии, и в Хоккенхайме можно было увидеть плакаты типа "Eddie go home" или даже "F.ck off Eddie". Место Френтцена в "Jordan" под номером 12 вновь занял Зонта, а на остаток сезона был приглашен Жан Алези, который смог принести команде только одно очко в Бельгии.

Трулли же под конец сезона постигло совершенно невероятное невезение: после пятого места во Франции он в следующих пяти этапах ни разу не смог финишировать, а когда в Индианаполисе он наконец-то пересек финишную черту на четвертом месте, его дисквалифицировали, что, впрочем, давало еще одно очко Алези. Лишь после окончания чемпионата Ярно был реабилитирован, и это дало "Jordan" возможность занять пятое место в Кубке Конструкторов, на два очка обойдя другую команду "Honda" - BAR. Общая сумма составила 19 очков - вторая подряд неудача. "Укушенные герои" так и не смогли обрести прежнюю форму, какую имели в 1999 году.

Может быть, именно поэтому Эдди задался целью вернуть в "Jordan" героев тех дней, когда его команду еще никто не укусил. Трулли сменил Фисикелла, вновь вернулся Андерсон, который займет должность под названием "директор по инженерным вопросам". Сделал Эдди ставку и на "темную лошадку" - японского дебютанта Такуму Сато. "Мы надеемся, что Сато станет первым японцем, который выиграет Гран При формулы 1", - сказал по этому поводу Джордан. Действительно, "послужной список" японца довольно внушителен. Но, во-первых, не стоит забывать, сколько блестящих авансов раздавали предшественникам Сато - Агури Сузуки, Юкио Катаяме, Торе Такаги, - и чего они добились на самом деле. И, во-вторых, лучшую ли команду выбрал Сато для осуществления своей мечты выиграть? Судя по событиям последних двух лет - вряд ли. "Последствия укуса" могут давать о себе знать еще довольно долго, а когда все наступит очередной взлет, не стоит забывать о том, что у "Jordan" они, как правило, получаются очень и очень недолгими.

СезонСтартыПобедыПоул-позицииБыстр. кругиОчкиМесто
200320000-
2002170009.06
20011700017.06
20001700017.06
19991621061.03
19981610034.04
19971700133.05
19961600022.05
19951700021.06
19941601028.05
1993160003.010
1992160001.011
19911600113.05
АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей