Год основания: |
1983 |
Основатель: |
Eddie Jordan |
F1 Дебют: |
Гран-При США 1991 |
Гран-при: |
197 |
Мировые чемпионы: |
0 |
Кубок конструкторов: |
0 |
Победы: |
3 |
Поул-позиции: |
2 |
Быстрейшие круги: |
2 |
Очки: |
261 |
Глава команды: |
Eddie Jordan |
Конструкторы: |
Mike Gascoyne (1998-2000) Eghbal Hamidy (2001) Gary Anderson (1991-1998, 2002-2003) |
2002 тест-пилот: |
Marcel Lasee |
Адрес: |
Jordan Гран-При Buckingham Road Silverstone, Towcester Northamptonshire NN12 8TN, England |
Web-сайт: |
http://www.jordangp.com/ |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ JORDAN EJ13/FORD COSWORTH RS1 |
Шасси | Фиброкарбон, сотовый композит |
Коробка передач | Jordan, 7 скоростей |
Сцепление | AP |
Колеса | BBS, спецификация Jordan |
Вес | 600 кг с пилотом |
Общая длина | 4600 мм |
Общая высота | 950 мм |
Колесная база | 3000 мм |
Передняя колея | 1500 мм |
Задняя колея | 1418 мм |
Мотор | Ford Cosworth RS1 |
Шины | Bridgestone |
Известна задача об улитке, ползущей вверх по дереву. Днем она преодолевает три метра, но ночью сползает на два метра вниз, и, таким образом, ее продвижение к вершине дерева сильно замедляется. Спрашивается: через какое время улитка окажется на вершине?
История команды "Jordan" в формуле 1 чрезвычайно напоминает эту злополучную улитку: после удачного для команды периода, когда она находится в одном шаге от лидеров, неминуемо происходит спад, и все приходится начинать сначала. Вообще "Jordan" - символ непостоянства в формуле 1, и не только из-за своих спортивных результатов. За одиннадцать лет участия в чемпионатах мира на автомобилях команды применялось шесть марок двигателей, в отдельных сезонах за команду выступало до шести гонщиков, а быстрота, с которой машины команды меняли окраску, уже стала притчей во языцех. Не меняется только одно - постоянное "подвешенно-промежуточное" положение между лидерами и середняками. Иногда "Jordan" ближе к тем, иногда - к другим, но с полным правом отнести команду к одной из этих групп никак не удается - каждый последующий сезон начисто разрушает все впечатления от предыдущего.
На пути к формуле 1 (1980-1990)
Впервые Эдди Джордан задумался о карьере гонщика в 1970 году, когда случайно увидел соревнования картингистов. Скромный банковский служащий не стал долго раздумывать и через три года победил в чемпионате Ирландии. Потом он продвинулся дальше - в формулы "Ford" и "Atlantic". Уверенно выиграв последнюю серию в 1978 году, он перешел в британскую формулу 3. Это уже был тот класс гоночных автомобилей, к гонщикам которого присматриваются менеджеры команд формулы 1. Эдди тоже однажды принял участие в тестах "McLaren", но серьезно рассчитывать на попадание в "высший класс" он не мог по одной простой причине - возраст. Эдди начал слишком поздно, и ко времени прихода в формулу 3 ему было уже за тридцать. Сам Джордан тоже это понимал, а поэтому после сезона 1980 года повесил свой шлем на гвоздь и стал пробиваться в формулу 1 (а именно она была его целью) другим путем - в качестве владельца вновь основанной команды "Eddie Jordan Racing".
Начинать пришлось все с той же формулы 3. Попытки участия в международном чемпионате в этом классе успеха не принесли, а вот в британском первенстве команда стала одним из фаворитов. Три раза гонщики Эдди Джордана становились вторыми: в 1983 - Мартин Брандл, на следующий год - Аллен Берг, а в 1986 - Маурицио Сандро Сала. После того, как в 1987 году Джонни Херберт принес "Eddie Jordan Racing" долгожданное первое место, настало время покорять следующую ступень - формулу 3000. В сезоне-88 Херберт попал в тяжелую аварию в Брандс Хэтч, но зато другой гонщик Эдди Джордана - Мартин Доннелли - стал третьим в чемпионате. А в 1989 году пришла и победа, которую одержал Жан Алези. После этого Эдди Джордан решился сделать последний шаг - в формулу 1. Сезон 1990 года в формуле 3000 был уже не столь важен для него, поэтому и выступила команда не так ярко, как в прошлом году - Эдди Ирвайн стал третьим, а Хайнц-Харальд Френтцен - шестнадцатым.
Вверх и вниз (1991-1993)
Для проектирования своего первого шасси формулы 1 Эдди Джордан пригласил конструктора Гэри Андерсона, с которым познакомился в 1986 году во время гонки в Бирмингеме. Самостоятельным проектированием гоночных автомобилей Гэри до этого не занимался и поэтому не решился создавать какую-либо революционную конструкцию. Его задачей было сделать для "Jordan" простой, надежный, и, главное, дешевый автомобиль - ведь, даже несмотря на то, что Джордану удалось найти спонсоров - "Fujifilm" и "PepsiCo", бюджет команды составил всего 6 млн. фунтов - просто крохи по сравнению с теми суммами, которыми располагали лидеры. Поэтому Андерсон, взяв за основу прошлогодний "Williams-FW13B", основательно переработал его, снабдив несколькими оригинальными разработками вроде переднего антикрыла нетрадиционной формы, и этим ограничился. Двигатель тоже подобрали простой, надежный и относительно недорогой - "Ford-Cosworth-HB", на две эволюции старше того, что стоял на "Benetton". Эдди Джордан хотел присвоить новому автомобилю индекс "-911", но тут в дело вмешалась фирма "Porsche", обвиняя "Jordan" в использовании принадлежащего им обозначения. Эдди не захотел влезать в скандал накануне дебюта и изменил индекс на "-191". Это, правда, ввело его в солидные расходы - весь рекламный материал к тому времени был уже готов, и пришлось все печатать заново. Пилотировать "Jordan-Ford-191" в сезоне 1991 года предстояло Андреа де Чезарису, для которого "Jordan" стал очередным краткосрочным пристанищем, уже восьмым по счету, и Бертрану Гашо, за рулем "Coloni" в прошлом году бывшему одним из главных аутсайдеров.
Дебют новой команды вышел весьма противоречивым: де Чезарис не смог пройти предквалификацию (а она для "Jordan", как для команды-дебютанта, была обязательна в первой половине сезона), но Гашо в то же время преодолел не только этот барьер, но и основную квалификацию, показав четырнадцатое время. Эпизод с де Чезарисом в Финиксе, правда, так и остался единственным в сезоне - в дальнейшем оба зеленых (в цветах "7up") автомобиля пробивались на старт в районе второй и иногда третьей десятки. В начале сезона де Чезариса и Гашо преследовали многочисленные сходы, но оба они были вознаграждены в Канаде, где финишировали четвертым и пятым. В принципе это можно было, конечно, посчитать случайностью - в той гонке сошли почти все представители команд-лидеров, - но через две недели в Мексике де Чезарис повторил свой результат, оставив за спиной представителей "Benetton", "Tyrrell", "Ligier" и других, а еще через три стал шестым в Маньи-Кур. В Великобритании его ждал сход, но очковую эстафету подхватил Гашо, ставший также шестым. И, наконец, в Хоккенхайме, как и в Монреале, оба гонщика вошли в зачетную шестерку - де Чезарис на пятом, а Гашо на шестом месте. В Гран При Венгрии последовало еще одно уникальное достижение - лучший круг в гонке, показанный Гашо. Благодаря этим успехам команда была освобождена от необходимости участвовать в предквалификации во второй половине сезона - с Эдди Джорданом и его гонщиками начинали считаться.
Но тут, как будет потом еще много раз, хороший период кончился, и начались неудачи. Сначала Гашо, повздорив в Лондоне с водителем такси, распылил ему в лицо содержимое газового баллончика и угодил в тюрьму. Занявший его место в Бельгии Михаэль Шумахер показал в квалификации отличное седьмое время, но сошел уже на первом круге, а де Чезарис, стартовавший одиннадцатым, вышел под конец гонки на вторую позицию, но покинул трассу за два круга до финиша. Потом произошла шумная история, в результате которой Шумахер отправился в "Benetton", а в кокпите второго "Jordan" оказался Роберто Морено. Бразилец стал девятым в квалификации в Монце, что было очень хорошо, но Эдди Джордан выместил на нем всю свою досаду по поводу потери Шумахера и быстро уволил его, заменив на Алессандро Занарди. Итальянец не показал ничего особенного, да и его соотечественник де Чезарис также больше не набирал очков. Везение кончилось, но команда все же удержалась на пятом месте в Кубке Конструкторов, куда она взлетела после Гран При Германии.
Неприятные новости для Джордана, впрочем, еще не закончились. Осенью оказалось, что команда влезла в солидные долги: вместо шести миллионов за сезон было истрачено около десяти! И вот тогда Эдди впервые во всем блеске проявил свою способность находить выход из любой ситуации. На 1992 год он заключил контракт с фирмой "Yamaha" о бесплатных (на правах партнера) поставках двигателей; кроме того, японцы пристроили в команду достаточно опытного и не обделенного талантом Стефано Модену, который после небезуспешного сезона в "Tyrrell-Honda" пользовался популярностью в Стране восходящего солнца. Необходимые для участия в чемпионате мира средства Джордану принесли и дружеские отношения с Роном Деннисом: при посредничестве последнего было заключено несколько спонсорских контрактов. При участии "McLaren" заполнилась и вторая пилотская вакансия - Айртон Сенна привел в "Jordan" своего главного соперника по бразильским картинговым чемпионатам начала 1980-х Маурицио Гужельмина.
Радикально измененная по сравнению с дебютным сезоном команда настроилась развивать достигнутые успехи, но вмести этого откатилась в ряды аутсайдеров: V-образные 12-цилиндровые японские двигатели, хотя и имели достаточно оригинальную конструкцию, оказались просто ужасными; добавила порядочно хлопот и семискоростная коробка передач, примененная Андерсоном на "-192". Поломки двигателей, трансмиссий и КПП продолжались весь сезон без малейшего просвета. С ненадежностью еще можно было смириться, если бы машины были достаточно быстрыми, но этим качеством они также не отличались. Гонщики не могли показать ничего сколько-нибудь достойного в таких условиях - за весь сезон автомобили "Jordan" (теперь уже сине-бело-красные) пересекали финишную черту всего девять раз, Модена четырежды не смог пройти квалификацию, и только в Австралии он все же сумел стать шестым и добыть для команды первое и последнее очко в сезоне.
Естественно, что после такого провала продолжения сотрудничества с "Yamaha" не последовало. Контракт с японской фирмой был разорван, и в 1993 году на "Jordan" появились моторы небольшой английской фирмы "Hart". Снова полностью сменился пилотский состав: теперь за "Jordan" должны были выступать Иван Капелли и Рубенс Баррикелло - самый молодой гонщик формулы 1 на тот момент. Уже на третьем этапе чемпионата - Гран При Европы в Донингтоне - он явился автором главной сенсации гонки. С двенадцатого места на стартовом поле Рубенс переместился на четвертое уже в течение первого круга. Впереди были только фавориты - Сенна, Прост и Хилл. Двое последних после двух третей дистанции также остались позади, и Баррикелло стал вторым. Спустя шесть кругов он заехал на пит-стоп и потерял одну позицию, но третье место теперь было ему, казалось, гарантировано, и лишь поломка бензонасоса за шесть кругов до финиша заставила его прекратить гонку. С этого Гран При и пошло расхожее мнение о Баррикелло, как о преемнике Сенны, и от него ждали соответствующих результатов. Однако в последующих Гран При Рубенс не смог показать ничего особенного, а очки получил только один раз - на Сузуке, где стал пятым.
Со вторым же пилотом была полная кутерьма. После того, как в Бразилии Капелли не смог пройти квалификацию, Эдди Джордан немедленно уволил его и усадил в кокпит Тьерри Бутсена. Бельгиец провел за "Jordan" десять гонок, но лучшее, чего он смог добиться - девятое место на Хунгароринге, и после Гран При Бельгии его постигла участь Капелли. В Монце и Эшториле за "Jordan" выступали итальянцы Марко Апичелла и Эммануэле Наспетти - оба показали двадцать третий результат в квалификации и оба не добрались до финиша. Наконец, на Сузуке место второго пилота занял Эдди Ирвайн и тут же показал, на что он способен: восьмой на старте (что явилось повторением лучшего результата Баррикелло во Франции) и шестой на финише. Даже разборка с Сенной, которого Ирвайн долго не пропускал вперед, когда Айртон обходил его на круг, не смогла помешать праздничному настроению Эдди Джордана - впервые за два с лишним года оба его пилота получили очки!
Но все же сезон 1993 года также был для "Jordan" неудачным - три очка и десятое место в Кубке Конструкторов были немногим лучше, чем одно очко и одиннадцатое место год назад. Зато теперь у команды были кое-какие перспективы - пара молодых многообещающих пилотов рано или поздно должна была себя показать.
Отвоеванные позиции (1994)
И она действительно показала! Вначале это относилось только к Баррикелло, для которого сезон начался совершенно фантастически: четвертое место в Бразилии и третье - в Гран При Пасифик (первый подиум "Jordan" в формуле 1). После этих двух гонок он шел на втором месте в чемпионате мира, а команда - на третьем в Кубке Конструкторов. И хотя было ясно, что столь высоким положением "Jordan" был во многом обязан многочисленным проблемам, царившим в "Williams", "Ferrari" и "McLaren", начало чемпионата выглядело серьезной заявкой на улучшение позиций по сравнению с двумя предыдущими сезонами. Ирвайн в это время не спешил демонстрировать свою быстроту, а вместо этого показал свое позже ставшее наиболее известным качество - создавать аварии на ровном месте. Сделал он это уже в Бразилии. На тридцать пятом круге гонки, когда он обгонял одного из аутсайдеров, его самого стал обходить слева Йос Верстаппен. Эдди этого не заметил и сам сдвинулся влево, вынуждая Верстаппена частично выехать на обочину. "Benetton" взлетел в воздух и свалился на "McLaren" ни в чем не повинного Мартина Брандла. Йос остался цел и невредим, но Ирвайн все же был дисквалифицирован на три гонки. Пока он отбывал наказание, заменивший его де Чезарис финишировал в Монако четвертым. Ирвайн вновь занял свое место в Испании и тут же приехал шестым.
Для Баррикелло же после Танаки дела складывались не лучшим образом. В Имоле он угодил в тяжелую аварию, на скорости более 200 км/ч врезавшись в стену в повороте Variante Bassa. К счастью, все закончилось для него гораздо более благополучно, чем для Ратценбергера и Сенны, однако выйти на старт он все же не смог. За семь следующих Гран При Баррикелло взял еще только три очка - финишировав пятым в Сильверстоуне и поднявшись на одну позицию вверх из-за дисквалификации Шумахера. Даже Гран При Бельгии, где Рубенс впервые стартовал с поул-позиции, отобрав ее у Шумахера буквально в самый последний момент, окончился для него впустую. Ирвайн также не набирал очков. И только пять последних этапов чемпионата были для "Jordan" удачными: четыре четвертых и одно пятое место довели счет команды до 28 очков, а это означало для нее, как и три года назад, пятое место в Кубке Конструкторов. В личном зачете Баррикелло стал шестым, обойдя четырех гонщиков команд "большой четверки" - о подобном успехе Эдди Джордан в прошлом году мог только мечтать. Его команда после двух лет в последних рядах наконец восстановила status quo - положение "на пороге высшего общества".
Хуже, чем ожидали (1995-1996)
Естественно, что главной задачей Джордана на 1995 год стало удержание достигнутого, а при возможности - и улучшение, поэтому межсезонье было заполнено для "Jordan" активной деятельностью. Прежде всего это относилось к смене двигателей - после окончания сезона 1994 года Эдди прекратил сотрудничество с "Hart" и мог выбирать между "Ford" (по старой дружбе с Флавио Бриаторе) и "Peugeot" - благодаря связям с Деннисом. Первый вариант выглядел гораздо предпочтительнее - как-никак, чемпионский мотор, - но выбор Джордана все же пал на "Peugeot". И не потому, что они были лучше (в 1994 французские двигатели отличались разве что зрелищными фейерверками почти в каждой гонке), а по прозаической финансовой причине - если контракт с "Ford" оговаривал только бесплатные поставки и обслуживание двигателей, то французы, желая найти своим моторам хоть какое-нибудь применение после разрыва с "McLaren", пообещали Джордану еще и приличные деньги от своего постоянного партнера - фирмы "Total". И это стало главной приманкой для Эдди, который про деньги никогда не забывает и умудряется доставать их откуда угодно.
Кстати, эта способность Эдди получила наглядные доказательства по ходу сезона. "Jordan", три последних сезона бывшие сине-красно-бело-зелеными, начали менять свои цвета почти в каждой гонке! В начале сезона, когда у команды появился новый титульный спонсор - "Total" вместо "Sasol", - преобладающими цветами были желтый и синий. Затем, когда стараниями Джордана стали появляться и исчезать многочисленные более мелкие спонсоры, машины сначала посинели, потом позеленели и в конце концов резко побелели. В итоге получилась примерно та же цветовая гамма, что и раньше.
А вот спортивными результатами похвастаться "Jordan" не мог. Модель "-195", сконструированная Андерсоном, отличалась необычно маленькими отверстиями боковых воздухозаборников, и всеобщее мнение было единодушным: мотор будет перегреваться! Но, как оказалось, по этой части у "Jordan-195" все нормально, а главным его недостатком был высоко расположенный центр тяжести. Такую проблему уже нельзя было решить по ходу сезона, так как для этого требовалось фактически разработать новое шасси. Поэтому к "Jordan" очень близко подтянулись "Ligier" и "Sauber", и в конце концов команда проиграла "Ligier" соревнование за пятое место в Кубке Конструкторов. За весь сезон Баррикелло и Ирвайн получили очки всего в шести гонках, причем почти половину (10 из 21) - в Гран При Канады, где из-за массовых сходов оба приехали на подиум (Баррикелло - второй, Ирвайн - третий). В остальных гонках оба не поднимались выше четвертой позиции (Баррикелло - на Нюрбургринге, Ирвайн - на Сузуке) и в итоге оказались не только за пределами первой шестерки, но даже и первой десятки.
Тем не менее способности Рубенса и Эдди были очевидны, и к концу сезона Жан Тодт предпринял попытку увести в "Ferrari" сначала Баррикелло, а когда тот по зрелом размышлении отказался играть вторую партию под боком у Шумахера, соблазнил Ирвайна. Эдди Джордан был, конечно, расстроен, но нашел достойную замену - Брандла, ездившего за "Eddie Jordan Racing" еще в британской формуле 3.
Новое шасси "-196", на котором предстояло выступать Баррикелло и Брандлу, отличалось приподнятым носом и раздельными воздухозаборниками для водяных и масляных радиаторов и в своей предсезонной бело-зеленой окраске смотрелось весьма изящно. Но еще до начала сезона Эдди Джордан вдобавок к "Total" раздобыл нового спонсора - табачную фирму "Benson&Hedges", - и на старт в Мельбурне вышли машины "радикально желтого цвета". Однако в таком виде в дождь или туман их легко можно было спутать с главными аутсайдерами сезона - "Forti", и в Монако "-196" появились, окрашенные в благородный цвет стареющей меди. Окраска эта больше не менялась, даже несмотря на то, что "Forti" довольно быстро стали зелено-белыми, а потом и вовсе исчезли со сцены.
Сезон 1996 года показал, что команда выглядит гораздо лучше, чем в 1995, в отдельных Гран При способна на равных бороться с "McLaren" и постоянно опережает главных прошлогодних конкурентов - "Ligier" и "Sauber". Баррикелло и Брандл взяли очки в девяти гонках, и пятое место в Кубке Конструкторов осталось за "Jordan", но у медали была и своя оборотная сторона. Если у "Sauber" был один подиум, а у "Ligier" - даже победа, пусть и совершенно случайные, то пилоты "Jordan" ни в одной гонке не сумели подняться выше четвертого места (в Аргентине, Великобритании и Италии). В общем, радужные весенние ожидания, подкрепленные отлично проведенной квалификацией в Бразилии (Баррикелло стал вторым, а Брандл - шестым) и не омраченные даже жуткой на вид аварией Брандла на старте Гран При Австралии, сбылись лишь наполовину.
"Jordan" начинает "кусаться" (1997)
Тем не менее две немаловажные составляющие успеха у команды уже были. Во-первых, надежный спонсор - "Benson&Hedges" (с 1997 года автомобили "Jordan", снова став желтыми, не перекрашивались ни разу). Во-вторых, отличный двигатель: с фантастической ненадежностью "Peugeot" было покончено, а по мощности французские моторы уступали разве что "Renault" и "Ferrari". Дело было разве что за пилотами, и здесь Эдди Джордану удалось совместить приятное с полезным, иными словами, найти хороших гонщиков, не забывая в то же время о деньгах, которые пилоты могли ему принести. Баррикелло был уволен из команды, а на его место пришел Ральф Шумахер. Одна только эта фамилия должна была привлечь к "Jordan" немецких спонсоров, а Ральф и в спортивном плане был далеко не безнадежен. Короче говоря, место первого пилота было занято уже окончательно.
Гораздо больше пришлось повозиться с напарником для Ральфа. Конечно, проще было бы оставить в команде Брандла, чтобы он стал тем же, что и в 1992 году при Шумахере-старшем - "играющим тренером". Но Эдди Джордан рассудил иначе, пригласив на тесты Эрика Кома, Жана-Кристофа Буйона и Эммануэля Коллара. Быстрее всех, в том числе и Ральфа Шумахера, оказался Буйон. А еще чуть позже в кокпит "Jordan" сел сам Найджел Мэнселл! Назревала сенсация, но возвращение Мэнселла в гонки так и не состоялось. И не столько из-за его результата (на девять секунд хуже времени Френтцена, лучшего во время той тестовой сессии), сколько по той же решающей для Джордана финансовой причине: как звезде, Мэнселлу пришлось бы платить солидные суммы. Оставалось выбирать между Брандлом и Буйоном, но вместо одного из них вторым пилотом на 1997 год стал Джанкарло Фисикелла. Являясь протеже Бриаторе, итальянец приносил с собой доплату от Флавио, которая и решила дело.
На презентации команды новое шасси - "Jordan-197" - поразило всех не техническими новшествами, а своей окраской - на носовом обтекателе была изображена в профиль морда какой-то змеи, причем явно не безобидной, так как вниз, на кронштейны переднего антикрыла, уходили устрашающей длины зубы. Еще одна деталь, соответствовавшая новому имиджу команды - надписи "Bitten&Hisses", заменявшие "Benson&Hedges" в тех странах, где табачная реклама запрещена. С некоторым приближением это можно перевести как "Кусается и шипит". Надписи оказались пророческими - в 1997 году "Jordan" начали довольно ощутимо "покусывать" соперников. В Аргентине Шумахер-младший финишировал третьим, а его напарник вполне мог бы также войти в шестерку, но Ральф в лучших традициях своего старшего брата выпихнул Фисикеллу на обочину. Джанкарло быстро отыгрался, став четвертым в Имоле и шестым - в Монако, в Испании показал лучший круг, а в Канаде повторил успех Ральфа - третье место. Младший Шумахер, став третьим в квалификации в Маньи-Кур, был на финише шестым, а затем выдал подряд еще три пятых места. Фисикелла все же был явно быстрее, что он блестяще доказал во второй половине сезона. В Хоккенхайме он стартовал вторым и был единственным, кто в гонке пытался бороться с Бергером. До финиша он так и не добрался - лопнула покрышка, - зато в Бельгии занял великолепное второе место. В общей сложности на его счету оказалось 20 очков и восьмое место в чемпионате, в то время как Ральф Шумахер с 13 очками разместился на одиннадцатом. Итого - 33 очка (в полтора раза больше, чем год назад) и вновь возвращенное пятое место в Кубке Конструкторов.
Шершни расправляют крылья (1998-1999)
В то же время существовали и факты, портившие Эдди Джордану настроение. Увидев, на что способен Фисикелла, Бриаторе вспомнил события 1991 года и, несмотря на то, что контракт Джанкарло действовал еще один сезон, увел его в "Benetton". На Ральфа Шумахера никто не польстился, и это было тем более обидно, что именно его контракт, памятуя об истории со старшим братом, Эдди Джордан составлял особенно тщательно. Вторым, и притом гораздо более печальным, был факт ухода "Peugeot" к Алену Просту. Взамен "Jordan" доставались японские двигатели "Mugen Honda" - тоже неплохие, но далеко не такие мощные. Новый "Jordan-198", помимо двигателя "Mugen Honda", мало отличался от своего предшественника, разве что изображением шершня вместо змеи (соответственно сменилась и "маскировочная" надпись - "Buzzin'Hornets", что значит "жужжащие шершни"). Занявший место Фисикеллы Дэмон Хилл, испытав новинку, не смог дать никакого вразумительного ответа на вопрос о ее качествах, и, как выяснилось, не зря. Чемпионат 1998 года начался для "Jordan" просто катастрофически: Ральф Шумахер часто заканчивал гонки уже в их начале, а Хилл, хотя и добирался до финиша, но за границами первой шестерки - опять падение с только что покоренных вершин! Единственным более или менее верным шансом получить несколько очков в первой половине сезона был сумасшедший Гран При Канады, где Хилл вышел было на второе место, но вынужден был прекратить гонку. Эдди Джордан рвал и метал и в середине сезона отправил Гэри Андерсона в отставку, взяв на его место пришедшего из "Tyrrell" Майка Гаскойна.
Все сразу переменилось, когда Гаскойн взялся за доводку "-198". В Сильверстоуне Шумахер-младший, за провинность отправленный на последнее место на старте, прорвался наконец в первую шестерку. На следующем этапе в Австрии он был уже пятым, а в Германии очки получили оба пилота - Хилл стал четвертым, Шумахер - шестым.
После Гран При Венгрии, где Хилл взял еще три очка, в Спа-Франкоршамп настал день триумфа Эдди Джордана. На старте Хилл стоял третьим, а в первом повороте вышел в лидеры, но его довольно быстро нагнал Михаэль Шумахер. "Jordan" - это все же не "Ferrari", и Хилл скоро остался позади. Но зато, когда Шумахер сошел, столкнувшись с Култхардом, Хилл снова стал лидером гонки и не отдавал этого места до самого финиша, а Ральф Шумахер стал вторым. Первая победа - и сразу же дубль! Теперь на счету команды было уже 26 очков, и это давало возможность побороться с имевшими по 33 "Williams" и "Benetton". Так и случилось - пять очков в Италии и три в Японии вывели команду на четвертое место в Кубке Конструкторов с 34 очками, всего на четыре позади "Williams". Теперь мало кто сомневался, что "Jordan" по плечу и более серьезные задачи.
В 1999 году на носу автомобилей команды по-прежнему красовался шершень. Верный своим B&H-традициям, Эдди Джордан заявил, что "-199" стал "Better and Harder" ("Лучше и сильнее") по сравнению с предшественником, дальнейшим развитием которого, по сути, и являлся. Место ушедшего в "Williams" Шумахера занял Хайнц-Харальд Френтцен. Ха-Ха тут же доказал, что оптимизм Джордана и его намерение подняться еще выше вполне обоснованы, став вторым в Австралии и третьим - в Бразилии. Затем, правда, последовал небольшой спад, во время которого Френтцену досталось только одно четвертое место в Монако, но в совершенно непредсказуемой гонке во Франции он вышел победителем: точный расчет необходимого количества топлива позволил ему не совершать пит-стоп незадолго до финиша, как это сделали Хаккинен и Баррикелло. И награда не заставила себя долго ждать - Эдди Джордан тут же заключил с Френтценом контракт и на следующий сезон.
Совсем не так дело обстояло с Хиллом. Экс-чемпион мира проигрывал напарнику подчистую, за первые семь гонок лишь однажды финишировав четвертым. "Возможно, я просто слишком стар для формулы 1", - грустно комментировал ситуацию Хилл, а затем объявил, что, возможно, Гран При Великобритании будет его последней гонкой. В ответ на это в Сильверстоуне все трибуны были желтого цвета, а когда Дэмон в середине гонки на один круг вышел вперед, в толпе произошел настоящий взрыв энтузиазма. Финишировал Хилл пятым, после чего, несколько приободренный, решил честно отработать свой контракт, разрушив тем самым надежды Йоса Верстаппена, которым Эдди Джордан хотел его заменить. В дальнейшем он, правда, ничего, кроме двух шестых мест, не показал и распрощался в формулой 1 на минорной ноте, в Японии сначала вылетев на обочину, а затем просто заехав в боксы, не желая продолжать ничего не обещавшую гонку.
Френтцен тем временем становился одним из лидеров сезона. Вслед за победой во Франции последовала серия из третьих и четвертых мест, а в Монце он выиграл после схода Хаккинена. Эта победа совершенно неожиданно ввела его в число соискателей титула чемпиона мира - отставание от Хаккинена и Ирвайна составляло всего десять очков! Френтцен вполне мог и еще приблизиться к ним: выиграв поул-позицию на Нюрбургринге, он возглавлял гонку и имел реальные шансы на победу, но сошел на тридцать третьем круге из-за отказа электроники, заглушившей двигатель. Драгоценные очки были потеряны, и в итоге Хайнц-Харальд стал третьим в чемпионате мира, практически в одиночку выведя "Jordan" на третье же место в Кубке Конструкторов с 61 очком.
"Укушенные герои" (2000-2001)
Несмотря на некоторые "внутрисезонные" спады, с 1996 по 1999 год команда неуклонно поднималась все выше и выше. Поэтому было совершенно логичным предположить, что в 2000 году "Jordan" замахнется на второе место в Кубке Конструкторов. Во всяком случае, именно это поставил задачей-максимум Эдди Джордан, представляя публике нового, до безобразия угловатого "шершня" "-EJ10" (в честь десятого сезона команды в формуле 1). Френтцена и его нового партнера Ярно Трулли Эдди, не скромничая, назвал "лучшей в мире парой пилотов". Но начался сезон, и стало ясно: "Jordan" в очередной раз после удачного периода терпит бедствие.
Нет, быстрота "Jordan" никуда не делась, и это доказывали, например, вторые места на старте в Сильверстоуне, Монте-Карло и Спа-Франкоршамп. Не хватало надежности! Сходы гонщиков "Jordan" по техническим причинам в тот момент, когда они претендовали если не на подиум, то хотя бы на очки, стали обычным явлением. Всего четыре раза за весь сезон оба пилота добирались до финиша, а вместе получили очки только в Бразилии (третье и четвертое место). Под конец чемпионата Френтцен провел еще одну отличную гонку в Индианаполисе, где также стал третьим, а вся середина сезона принесла "Jordan" жалкие шесть очков, причем самым унизительным было то, что взяты они были по одному - только за шестые места! Естественно, что никакой борьбы за второе и даже за третье место в Кубке Конструкторов не получилось. На четвертое место команда, правда, имела реальные шансы, но все же проиграла три очка "Benetton" и BAR и стала только шестой с 17 очками.
Чемпионат-2001 тоже не обещал стать для "Jordan" легким. Во всяком случае, перед началом сезона Эдди Джордан был настроен непривычно серьезно, и его можно было понять: еще один такой провал, как в сезоне-2000, и от него могли сбежать не только пилоты, но и новый партнер по поставке двигателей - "Honda". Гаскойн уже успел это сделать, связав свою дальнейшую судьбу с "Benetton"/"Renault". Его место технического директора занял Тим Холлоуэй, под руководством которого шло проектирование модели "-EJ11" - по утверждениям конструкторов, абсолютно нового автомобиля, который превосходил "-EJ10" практически во всем. Немалую роль в усовершенствовании машины мог сыграть и аэродинамик Эгбар Хамади, пришедший из "Arrows". Инженеры "Honda" обещали существенное улучшение характеристик двигателей по ходу сезона. Но в целом настроение в команде оптимистическим назвать было нельзя - слишком много поставлено на кон в 2001 году.
И еще один момент. Теперь с носовых обтекателей "Jordan" вместо шершня свирепо смотрела акула с кровожадно разинутой пастью. Пришлось придумывать и соответствующую маскировочную надпись. На этот раз в европейских Гран При желтые машины украсились словами "Bitten Heroes" - "Укушенные герои". И надо признать, что надпись эта, несмотря на ее необычность, как нельзя лучше отражала положение "Jordan" в формуле 1: действительно, как будто какая муха (шершень, акула?) укусила героев сезона-99. Чемпионат 2001 года стал для команды как бы повторением предыдущего, с той лишь разницей, что теперь скорости у желтых машин еще немного поубавилось, а ненадежность осталась прежней. После относительно удачного начала сезона, когда за пять первых этапов на счету "Jordan" оказались три четвертых и два пятых места, наступил период спада. На A1-Ринге оба автомобиля заглохли на старте; в Монте-Карло и Френтцен, и Трулли сошли из-за механических проблем; в Канаде Трулли опять не смог финишировать, а Френтцен, получивший во время аварии в пятничных тренировках легкое сотрясение мозга, был заменен на тест-пилота Рикардо Зонту. Бразилец смог финишировать - но только седьмым. На Нюрбургринге Ха-Ха вернулся за руль, но снова не добрался до финиша. В его контракте с Джорданом имелся необычный пункт: в случае, если гонщик не захочет продолжать сотрудничество, он имеет право уйти из команды в течение 24 часов после Гран При Европы. Не имея альтернативы, Френтцен вынужден был остаться. Зато Эдди Джордан, похоже, имел другое мнение: после бесславно закончившихся для Френтцена гонок в Маньи-Кур и Сильверстоуне Эдди уволил его из команды. Произошло это как раз перед Гран При Германии, и в Хоккенхайме можно было увидеть плакаты типа "Eddie go home" или даже "F.ck off Eddie". Место Френтцена в "Jordan" под номером 12 вновь занял Зонта, а на остаток сезона был приглашен Жан Алези, который смог принести команде только одно очко в Бельгии.
Трулли же под конец сезона постигло совершенно невероятное невезение: после пятого места во Франции он в следующих пяти этапах ни разу не смог финишировать, а когда в Индианаполисе он наконец-то пересек финишную черту на четвертом месте, его дисквалифицировали, что, впрочем, давало еще одно очко Алези. Лишь после окончания чемпионата Ярно был реабилитирован, и это дало "Jordan" возможность занять пятое место в Кубке Конструкторов, на два очка обойдя другую команду "Honda" - BAR. Общая сумма составила 19 очков - вторая подряд неудача. "Укушенные герои" так и не смогли обрести прежнюю форму, какую имели в 1999 году.
Может быть, именно поэтому Эдди задался целью вернуть в "Jordan" героев тех дней, когда его команду еще никто не укусил. Трулли сменил Фисикелла, вновь вернулся Андерсон, который займет должность под названием "директор по инженерным вопросам". Сделал Эдди ставку и на "темную лошадку" - японского дебютанта Такуму Сато. "Мы надеемся, что Сато станет первым японцем, который выиграет Гран При формулы 1", - сказал по этому поводу Джордан. Действительно, "послужной список" японца довольно внушителен. Но, во-первых, не стоит забывать, сколько блестящих авансов раздавали предшественникам Сато - Агури Сузуки, Юкио Катаяме, Торе Такаги, - и чего они добились на самом деле. И, во-вторых, лучшую ли команду выбрал Сато для осуществления своей мечты выиграть? Судя по событиям последних двух лет - вряд ли. "Последствия укуса" могут давать о себе знать еще довольно долго, а когда все наступит очередной взлет, не стоит забывать о том, что у "Jordan" они, как правило, получаются очень и очень недолгими.
Сезон | Старты | Победы | Поул-позиции | Быстр. круги | Очки | Место |
2003 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
2002 | 17 | 0 | 0 | 0 | 9.0 | 6 |
2001 | 17 | 0 | 0 | 0 | 17.0 | 6 |
2000 | 17 | 0 | 0 | 0 | 17.0 | 6 |
1999 | 16 | 2 | 1 | 0 | 61.0 | 3 |
1998 | 16 | 1 | 0 | 0 | 34.0 | 4 |
1997 | 17 | 0 | 0 | 1 | 33.0 | 5 |
1996 | 16 | 0 | 0 | 0 | 22.0 | 5 |
1995 | 17 | 0 | 0 | 0 | 21.0 | 6 |
1994 | 16 | 0 | 1 | 0 | 28.0 | 5 |
1993 | 16 | 0 | 0 | 0 | 3.0 | 10 |
1992 | 16 | 0 | 0 | 0 | 1.0 | 11 |
1991 | 16 | 0 | 0 | 1 | 13.0 | 5 |
|