ВСЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ТЕСТ-ДРАЙВ

Формула 1: оглавление

 Команды



Lucky Strike B.A.R. Honda




Год основания: 1998
Основатель: BAT, Craig Pollock
F1 Дебют: Гран-При Австралии 1999
Гран-при: 67
Мировые чемпионы: 0
Кубок конструкторов: 0
Победы: 0
Поул-позиции: 0
Быстрейшие круги: 0
Очки: 44
Глава команды: David Richards
Конструкторы: Malcolm Oastler (1998-2002)
Adrian Reynard (1998-2002)
2003 тест-пилот Anthony Davidson
Адрес: British American Racing Ltd.
Operations Centre
Brackley Northamptonshire
NN13 7BD, England
Web-сайт: http://www.britishamericanracing.com/


 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ BAR 005/HONDA RA003E
Шасси Фиброкарбон, сотовый композит
Подвеска Wishbone & pushrod
Руль B·A·R, фиброкарбон
Мотор Honda RA003E
Коробка передач B·A·R - Xtrac, 7 скоростей
Сцепление AP
Топливо Elf
Томозные диски Карбон
Тормоза AP Racing
Колесные диски BBS forged magnesium
Резина Bridgestone Potenza radials
Колесная база 3140 мм
Длина 4465 мм
Ширина 1800 мм
Высота 950 мм
Передняя колея 1460 мм
Задняя колея 1420 мм


 ИСТОРИЯ КОМАНДЫ

Жак Вильнев и Крэйг Поллок впервые встретились в 1982 году в Швейцарии. Но это был еще не тот союз, который в конечном итоге и привел к появлению BAR. Нет, тогда Поллок был всего-навсего директором престижного колледжа-интерната, а Вильнев - одним из самых непоседливых его подопечных. Вскоре пути их разошлись - Жак после окончания колледжа начал свою гоночную карьеру, а Крэйг занялся бизнесом и сумел наладить деловые отношения с "Honda", чему, помимо всего прочего, был обязан частыми визитами в Японию. Вильнев тем временем, не особо успешно проведя пару сезонов в итальянской формуле 3, также отправился в 1992 году в Страну восходящего солнца - попробовать себя в местной формуле 3000. Поэтому не стоит удивляться, что бывшие директор и воспитанник снова встретились. Тогда-то Поллок и стал менеджером Вильнева. Эта пара в том же 1992 году появляется в американской формуле "Atlantic". Уже в следующем сезоне Вильнев становится в этой серии третьим, и Поллок решает, что пора двигаться дальше - в серию "Indycar". Он заключает спонсорский контракт с табачной маркой "Player's" (филиалом концерна BAT - "British-American Tobacco"), добивается поставки шасси от фирмы "Reynard"... Результат известен - в 1994 году Вильнев становится шестым в чемпионате "Indycar", а на следующий год выигрывает его, победив, в частности, на легендарной "старой кирпичнице" в Индианаполисе. Поллок уже в середине 1995 года ведет переговоры с Фрэнком Уильямсом, и Жак Вильнев в 1996 становится гонщиком "Williams" в формуле 1. Но отдавать канадца в чужую команду насовсем Крэйг не собирался. Ибо, пока Жак потрясал всю "формульную" общественность своим дебютом, Поллок тщательно готовил фундамент для осуществления своей главной цели - создания собственной команды в формуле 1 для Жака Вильнева.

Поллок - Бриаторе номер два? (1997-1998)

Крэйг отлично понимал, что создать конкурентоспособную команду в современной формуле 1 на пустом месте просто невозможно. И тогда в дело пошел тот же рецепт, по которому была изготовлена в 1994 году индикаровская "Player's Forsythe-Green Team". Во-первых, Поллок возобновил связи с BAT, убедив руководство концерна вложить деньги в создание собственной команды. Во-вторых, сподвигнул Эдриана Рейнарда еще раз попытать счастья в формуле 1 (после того, как на редкость неудачный "Pacific-PR01" в 1994 году ни разу не смог даже просто закончить гонку, Рейнард поклялся больше не соваться в "высший свет" автогонок). В-третьих, нашел базу для создания команды - "Tyrrell", о славе которого, добытой Джекки Стюартом, за двадцать лет неудач уже успели порядочно подзабыть.

Сказано - сделано. В конце 1997 года BAT купил "Tyrrell", сделав первый шаг к созданию "BAT Racing" (позже название команды было сокращено до BAR - "British-American Racing"). В контракте было оговорено, что в 1998 году все в "Tyrrell" останется по-старому, и 30 миллионов долларов, полученные за свою команду, Кен Тиррелл решил целиком истратить на последний в ее истории сезон, чтобы хотя бы его провести с честью: за руль нового, очень удачного "Tyrrell-026" должен был в 1998 году сесть Йос Верстаппен. Но тут вмешался Поллок, уже фактический хозяин "Tyrrell"-BAR. Вместо Верстаппена пилотом стал Рикардо Россет - один из слабейших гонщиков формулы 1 последних лет: он приносил с собой спонсорские деньги, на которые у Поллока уже были планы, так что "дядюшке Кену" довольно быстро показали, кто теперь есть кто. Тиррелл еще до начала чемпионата понял, что в его руках осталась только видимость власти, и покинул команду.

Не правда ли, поведение Поллока делает его чрезвычайно похожим на другого "бизнесмена от автоспорта" - Флавио Бриаторе? Дальнейшая деятельность Крэйга подтверждала это. Он не стал влезать в суть формулы 1 как автогонок и не стал сам ею заниматься. Вместо этого он просто пустил в ход деньги и вместе с Рейнардом начал переманивать в BAR нужных людей - конструктора Малькольма Остлера, коммерческого директора Рика Горна, менеджера Грега Филда, бразильского гонщика Рикардо Зонту и других. Бриаторе строил команду под Шумахера, Поллок - под Вильнева. А чтобы Жак не раздумывал, переходить в BAR или нет, Крэйг предложил ему часть акций команды.

Кстати, о Бриаторе. Именно к его услугам обратился Поллок в поисках мотора для BAR - в то время Флавио являлся президентом концерна "Supertec". Два бизнесмена быстро нашли общий язык - BAR получил право первым использовать все новинки "Supertec" и, таким образом, дебютант обрел привилегированный статус по сравнению с титулованными "Williams" и "Benetton".

Австралиец Малькольм Остлер - главный конструктор BAR - никогда не занимался раньше разработкой шасси формулы 1, и, может быть, именно поэтому BAR-01 получился довольно уродливым - широкий сгорбленный носовой обтекатель, угловатый капот двигателя, боковые понтоны в форме коробки и общая несуразность форм. Несмотря на это, Остлер громогласно провозгласил новую машину "вершиной технической мысли формулы 1". Когда же "вершина технической мысли" выехала на свои первые тестовые круги в Барселоне, оказалось, что до настоящей вершины еще далеко - Вильнев катастрофически проигрывал не только лидерам, но даже и аутсайдерам вроде "Arrows" и "Minardi". Поллок и компания обеспокоились и попросили Жака постараться. Тот, мобилизовав все свои возможности, выдал второй результат, но BAR-01 не потерпел столь жестокого и противного его характеристикам обращения и в неприглядном виде был отправлен обратно на вновь построенную суперсовременную фабрику в Бракли.

Но, пожалуй, главным событием межсезонья для BAR стал конфликт с FIA по поводу окраски автомобилей. На презентации автомобиль Вильнева нес сине-желтые цвета "State Express 555", а Зонты - бело-красные "Lucky Strike". FIA тут же запретила Поллоку применять подобные ухищрения, хотя сам Макс Мосли в конце семидесятых выпускал на трассу "March", окрашенные в цвета разных спонсоров. Крэйг не сдался и обратился за защитой своих прав в арбитраж Международной торговой палаты. Процесс он с треском проиграл, но решил попытать счастья еще раз, теперь уже в Еврокомиссии. У этой инстанции с Берни Экклстоуном были давние счеты, и здесь FIA легко могла проиграть. Берни тут же пригрозил Крэйгу крупными штрафами или даже дисквалификацией на несколько этапов. Поллок решил не нарываться на неприятности и, будучи вызванным на заседание Всемирного совета FIA, отказался от всех претензий, подписав соответствующий документ, и заявил, что обе машины будут окрашены одинаково. Свое слово он сдержал, но в то же время от заманчивой идеи одновременной рекламы двух торговых марок отказываться не захотел. В результате изумленной публике предстал BAR-Supertec-01, бело-красный слева и сине-желтый справа - этакий двуликий Янус! В таком наряде машины стали похожи на клоунов, затмив даже разные по цвету ботинки Александра Вурца. Хорошо еще, что запрет FIA не распространялся на комбинезоны гонщиков, а то быть бы клоунами и Вильневу с Зонтой. Впрочем, как показал сезон, эту роль можно играть и без соответствующей одежды.

Клоуны "большого цирка" (1999)

Перед началом чемпионата Крэйг Поллок не скрывал, что уже в этом году команда рассчитывает на победы. "Может быть, даже на чемпионский титул!" - гордо распространялся Поллок. А затем начался сезон.

В Австралии Вильнев и Зонта расположились на стартовой решетке только одиннадцатым и девятнадцатым - не слишком впечатляющее достижение для команды, которая собирается побеждать уже в этом году. Так же бесславно закончилась для BAR и сама гонка - Вильнев, шедший восьмым, на тринадцатом круге эффектно въехал в стену на полной скорости, когда у его автомобиля оторвалось заднее антикрыло. Зонта продержался до сорок восьмого круга и сошел из-за поломки коробки передач. Так или иначе, но начались обоснованные сомнения в реальности планов BAR побеждать в своем первом сезоне. Масла в огонь подлила авария Зонты в субботних свободных заездах в Интерлагосе. Бразилец получил разрыв связки левой ноги и на старт гонки выйти, естественно, не смог. Вильнев, оставшийся один, выглядел еще хуже, чем в Мельбурне - показав в квалификации время, которое ставило его на шестнадцатую позицию, Жак затем был дисквалифицирован за несоответствие топлива из его бака ранее взятым эталонным образцам. Канадец стартовал двадцать первым и последним, к сорок третьему кругу вышел на шестое место, но затем, заехав на пит-стоп, потерял одну позицию, а потом и вовсе сошел из-за неисправности гидравлики.

Положение вроде бы начало улучшаться в Имоле, где Вильнев стоял на старте пятым. Но и на этот раз BAR отказался работать как надо, и причем сразу же: сдвинуться с места Жак так и не смог - отказала коробка передач. Заменивший Зонту Мика Сало был в итоговом протоколе на седьмом месте, однако финн тоже не финишировал. На следующем этапе в Монако оба пилота снова сошли по техническим причинам.

Разочаровывающее начало породило массу слухов о начавшемся из-за этого конфликте между Поллоком и Рейнардом по вопросу о правильном руководстве командой. Поллок в ответ на многочисленные расспросы отмалчивался, а Рейнард ничего по существу не говорил. В конце концов отношения между двумя боссами были вроде бы улажены, а в ознаменование этого они получили новые должности: Поллок из исполнительного директора стал президентом, Рейнард из технического директора - вице-президентом. В вице-президенты также были возведены Рик Горн, Нил Уодли и Том Мозер. Нашлись и "вредители", виноватые в провальном начале чемпионата - Филд и двое механиков. Все трое были уволены. На результатах это, однако, совершенно не сказалось: хотя в Испании Вильнев показал в квалификации шестое время, на старте опередил Шумахера, Ирвайна и Алези и вышел на третье место, а после пит-стопа шел пятым, в очередной раз приказала долго жить коробка передач. Сало, правда, смог финишировать (первый раз в истории BAR), но только восьмым. Ожидаемого улучшения так и не произошло.

Впустую окончились для BAR и остальные гонки сезона. Пилоты больше привлекали к себе внимания своими необычными выходками, чем спортивными результатами: то Вильнев покрасит волосы в белый цвет, то с интервалом в несколько минут он и Зонта (вернувшийся в гонки в Канаде) разобьют свои машины в "Красной воде" в Спа... Большую часть Гран При и Вильнев, и Зонта заканчивали досрочно. Жак, например, первый раз в сезоне финишировал на одиннадцатом этапе в Бельгии (как раз после той памятной аварии в субботу) - на пятнадцатом месте. Перед Гран При Японии, закрывавшим сезон, Поллок пообещал всему персоналу команды по тысяче фунтов, если BAR сумеет опередить в Кубке Конструкторов "Arrows" и "Minardi" и благодаря этому получит дотации FIA на транспортные расходы на 2000 год. На Сузуке впервые оба пилота пересекли финишную черту, но за пределами первой шестерки. Члены команды лишились обещанных премий, а лучшими результатами BAR в гонках остались три восьмых места - Сало в Испании, Вильнева в Италии и Зонты в Гран При Европы. Главный же "трюк", достойный даже не клоуна, а мастера-иллюзиониста, состоял в следующем: как при бюджете, который, по некоторым оценкам, был примерно равен бюджетам команд-лидеров, на счету BAR не оказалось ни одного очка? В мире нынешней формулы 1, где определение "успех прямо пропорционален вложенным суммам" верно в 90% случаев, эта загадка так и осталась нерешенной.

Жизнь на вулкане (2000-2001)

Главной новинкой в BAR образца 2000 года стал двигатель "Honda" - еще весной 1999 Поллок убедил руководство японской компании не стартовать в чемпионатах мира собственной командой, как планировалось ранее, а стать партнером BAR по поставке двигателей. Новый мотор "Honda-RA000E" получился довольно удачным и хорошо вписался на место "Supertec-FB01". Шасси BAR-02 мало отличалось от прошлогоднего - основное внимание конструкторский штаб команды уделил вопросам надежности, так донимавшим команду в 1999 году. Большую роль в этой работе сыграли и японцы из "Honda Research&Development". Нельзя не отметить и тот факт, что с пестрой клоунской раскраской машин было теперь покончено - BAR-Honda-02 был окрашен в белый и серебристый цвета и нес на себе эмблемы только "Lucky Strike".

Первые тесты новой машины не прибавили гонщикам оптимизма. Зонта прямо заявил, что автомобиль не так быстр, как этого от него ожидали, а Вильнев накануне Гран При Австралии проговорился, что в случае таких же неудач, как и в прошлом году, он почти наверняка уйдет из BAR. Но в Мельбурне все получилось как надо - в шасси ничего не сломалось, японские моторы честно выдержали всю дистанцию, - и в итоге на финише Вильнев и Зонта были четвертым и седьмым! Радости в команде прибавилось, когда стало известно о дисквалификации занявшего шестое место Сало - теперь у BAR, как и у "Williams", было четыре очка после первой же гонки. В дальнейшем Вильнев еще трижды финишировал четвертым (во Франции, Австрии и США), дважды - пятым и один раз - шестым. Зонта, правда, выше шестого места на финише подняться не смог, но зато, кроме Австралии, показал этот результат в Италии и США. За сезон гонщики BAR взяли 20 очков, и это позволило команде разделить четвертое и пятое места в Кубке Конструкторов с "Benetton". Вильнев стал в личном зачете седьмым, всего одно очко проиграв ставшему шестым Джанкарло Фисикелле. По сравнению с прошлогодним провалом такой исход сезона был настоящим успехом.

И все же весь 2000 год команда прожила как на вулкане. Вулканом этим было все продолжавшееся и разгоравшееся соперничество Поллока и Рейнарда за главенствующую роль в "конюшне". В начале года обе противоборствующие стороны вроде бы пришли к соглашению, но, по всеобщему мнению, проблема не была решена, а просто отложена на неопределенный срок. В ходе сезона из кратера "вулкана" постоянно вырывались языки пламени, которые вполне могли предвещать близкое извержение. В довершение ко всему команду сотрясали и другие "подземные толчки", не связанные с конфликтом Поллок-Рейнард - то Вильнев "задумается о перспективах", то "Honda" понесет финансовые убытки, то BAT объявит о намерении продать свой пакет акций. Стихийного бедствия в полном объеме удалось избежать, но все же кое-какие неприятные для BAR события произошли: "Honda", одно время вроде бы помышлявшая о покупке команды, не только не осуществила своих намерений, но и решила в 2001 году поставлять свои двигатели, кроме BAR, еще "Jordan", и причем так же бесплатно. Затем в январе 2001 года из команды ушел Горн, что, скорее всего, было еще одним проявлением борьбы Поллока с Рейнардом. Вильнева, правда, удалось удержать, а пару ему в новом сезоне составил Оливье Панис, вернувшийся в гонки после года пребывания на должности тест-пилота в "McLaren".

В сезоне-2001 "вулкан" вроде бы поутих. Во всяком случае, о конфликте Поллок-Рейнард ничего не было слышно. Но даже если допустить, что он закончился, разрешившись сам собой, то, во всяком случае, быстроты BAR это не прибавило. Хотя Вильнев дважды (в Испании и Германии) поднимался на подиум, взял он в общей сложности только 12 очков. Панис открыл сезон четвертым местом в Австралии, однако был оштрафован и лишился своих трех очков; в дальнейшем ему удалось взять одно четвертое и одно пятое места. Итог сезона - седьмое и четырнадцатое места в личном зачете и шестое - в Кубке Конструкторов. А теперь поинтересуемся, каковы были планы Поллока перед началом сезона? "Мы рассчитываем на третье место в Кубке Конструкторов и на победы в нескольких Гран При". Очередные несбывшиеся мечты... Конечно же, в следующем сезоне, который, судя по всему, не принесет никаких революционных изменений в BAR - останутся и оба пилота, и "Honda", - Крэйг будет обещать то же самое. Но сбудутся ли его планы? Вряд ли. Гоночно-табачная лавочка международного масштаба, какой и является BAR, скорее всего, и в 2002 году будет находиться среди середняков и вряд ли сможет одержать хотя бы одну из тех побед, что обещал Поллок еще три года назад.

СезонСтартыПобедыПоул-позицииБыстр. кругиОчкиМесто
200320002.0-
2002170007.08
20011700017.05
20001700020.05
1999160000.0-
АВТОНОВОСТИ АВТОЮРИСТ АВТОСПОРТ ТЕСТ-ДРАЙВ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
 ФОТО АВТО
Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто Фото авто
Главная :: В избранное :: Карта сайта :: Контакт
Copyright © 2006-
При копировании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
МАРКИ АВТОМОБИЛЕЙ
acura alfa-romeo audi
bentley bmw buick
cadillac chevrolet chrysler
citroen daewoo dodge
ferrari fiat ford
honda hyundai jaguar
infiniti jeep kia
land rover lexus lincoln
mazda mercedes mitsubishi
nissan opel peugeot
pontiac porsche renault
rolls royce saab skoda
subaru suzuki toyota
volkswagen volvo ВАЗ
все марки автомобилей